Гражданская авиация на севере Донецкой области
"Самолёты без неба умрут, Мы загнёмся без стюардесс"
В крупных промышленных городах на севере Донецкой области во второй половине 20 века осуществлялось воздушное сообщение. Внутренние линии обслуживались «Аэрофлотом».
Из Константиновки до 60-х годов взлетали самолёты АН-2 (разработан украинским конструкторским бюро Антонова). Эта машина способна перевозить до 12 человек и до 1,5 тонны груза. Экипаж составляли два человека. Упрощённая взлётно-посадочная полоса находилась на территории бывшего аэроклуба (ликвидирована при дальнейшем расширении застройки города). О самом аэроклубе известно, что он ещё в 50-х продолжал работать, имелись учебные машины.
Из Константиновки производился как минимум один рейс - в областной центр. Такие же рейсы осуществлялись из Славянска, Артёмовска (Бахмута), Красного Лимана (Лимана). В последнем также делал промежуточную посадку рейс Донецк - Красный Лиман. Здесь также же использовались упрощённые взлётно-посадочные полосы и аналогичные типы самолётов.
С развитием сети шоссейных дорог и пригородного ж/д сообщения эти маршруты упразднили. Многие воздушные машины переведены в с/х авиацию.
В соседнем Краматорске дело гражданской авиации было налажено гораздо обстоятельнее. Здесь возведён пассажирский аэропорт (к юго-востоку от города). Аэрофлот выполнял, как сообщало Краматорское агенство воздушного сообщения, регулярные рейсы самолётов в следующих направлениях:
с 1 июня 1975 г.
Москва - Ан-24 - Пон., ср., пятн., воск. Время вылета - 8:50. Цена билета - 17 рублей
Киев - Воск, чет., суб. - 14 р.
Симферополь - Пон., вт., чет., суб. - 14 р.
Одесса - Як-40 - Ежедневно - 16:35 - 14 р.
Сочи - Вт., чет, суб. - 16 р.
Донецк - Ан-24 - Вт., чет., суб. - 2 р.
Донецк - Пон., ср., пятн., воск.
Жданов - Еженедевно - 5 р.
Бердянск - 7 р.
Донецк - Ежедневно - 2 р.
Донецк
Днепопетровск - с 1 июля ежедневно - 2 р.
Предварительная продажа билетов производилась за 1-10 дней, на рейсы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока - за 30 дней. Аэропорт проводил отправку грузов и багажа от предприятий и частных лиц. Пассажиры доставлялись в аэропорт рейсовым автобусов маршрут №15 «Автовокзал-Аэрофлот».
Для сравнения, средняя зарплата была около 150 рублей, стипендия учащегося школы ФЗУ Константиновского завода стеклоизделий - 41 рубль (на 75-й год).
Указанные типы самолётов предназначались для использования на авиалиниях малой протяжённости. В пассажирском салоне Ан-24 располагались 48 кресел, Як-40 (разработан в КБ Яковлева) мог взять на борт 27-40 пассажиров.
Ан-24
Як-40 - памятник в Славянске, напротив САТУ
Одним из наиболее крупных самолётов, который по необходимости совершал посадку в Краматорском аэропорту, был военно-траспортный Ан-22 «Антей» в 1988 году.
В 1964-65 гг. в Славянске организовано авиационное техническое училище гражданской авиации (САТУ). Расчитаное на 1250 курсантов, спустя несколько лет увеличило их число почти в двое. Примечательно, среди наглядных пособий училища была даже аэродинамичная труба. В распоряжении курсантов учебный аэродром, его первый самолёт - уже знакомый нам Ан-2. Позднее сюда прибыли Ан-12, Ан-24 и Як-40, а также вертолет Ми-8.
Ан-12 на учебном аэродроме училища, установлен в 1976 г.
Ми-8, наше время, Славянский колледж НАУ
Рекламный плакат 50-60-х
Фото из Интернета