Горячие небеса Константиновки 41/43: Военный аэродром 1941 года
"В небе на битву сходились орлы, людям для войн не хватало земли" Ария
В июле на аэродром в Константиновке (бывшего аэроклуба) был переброшен 446-й истребительный авиационный полк (иап). С этого времени и до конца октября с аэродрома подымались в небо легендарные И-16.
Что же на сегодня известно об этом полке во время его пребывания его на местом военном аэродроме?
В своих мемуарах «Выход из мёртвого пространства» Григорий Афанасьевич Литвин, служивший в этом полку оружейником, а затем стрелком на Ил-2, пишет следующее.
Под Купянском наш полк разделили (прибыл с Дальнего Востока.–А.Н.) на два: полк 40-И и полк 40-А, который вскоре стал именоваться 446-м истребительным. ...
Из Купянска мы (446-й.–А.Н.) перелетели в Константиновку. Аэродром там был довольно большой. Быстро оборудовали казарму, столовую, авиаремонтные мастерские, словом, все, что нужно для работы боевой авиационной части. Аэродром находился на возвышенности, а в долине - Константиновка, один из городов Донбасса, получивший в годы первых пятилеток среди прочих название «всесоюзной кочегарки».
Изменилась тональность газетных сообщений: уже не скрывается, что враг рвется к жизненным центрам страны, к Донбассу, в частности. ...
А из нее (Константиновки) уже начинали эвакуировать предприятия. На восток пешком идут люди, гонят скот. Но многие уезжать не хотят, не верят, что Красная Армия допустит врага сюда. …
Исключительно тяжелая обстановка сложилась на Южном фронте: две армии оказались в окружении, фронт прорван...
Нам зачитали приказ о том, что с этого числа (11 августа.–А.Н.) мы находимся в действующей армии. Задача полку: прикрывать от самолетов противника промышленную зону - Константиновку, Краматорск, Артемовск. И-16 использовались и для штурмовки войск противника.
И-16 "ишачок" одна из популярных машин в тематических компьютерных играх
Первые воздушные бои, первые встречи с «мессершмиттами»... Скорость нашего И-16 была меньше 500 км в час, а у «мессершмиттов» - до 570. Ох и дорого обошлась нам эта разница в 70 км! Нельзя сказать, что наши летчики летали хуже немецких: они совершали головокружительные фигуры высшего пилотажа, шли в лобовые атаки, хорошо взаимодействовали, но бой приходилось вести главным образом на виражах, в горизонтальной плоскости. И все это из-за отставания в скорости. Естественно, что сбивать «мессершмитты» нам удавалось не часто. А у нас уже первые потери: в воздушном бою погиб летчик Миша Найденов - сбит «мессершмиттом», на следующий день не стало младшего лейтенанта Горшунова - попал под зенитный огонь.
В полку нашем, у тех, кого я знал, никакого чувства обреченности не было. Больше того, все как-то подобрались: ни на какого доброго дядюшку, который возьмет за ручку и всему научит, рассчитывать не приходится, значит - надо учиться всему самим. И учиться быстро, иначе собственную жизнь потеряешь еще быстрее.
Особенно настырными в этой учебе были молодые летчики - сержанты Фадеев, Копылов, Архипов....
Территория бывшего аэроклуба - место базирования истребительного полка. Аэрофотосъёмка сделана самолётом-разведчиком люфтваффе в августе 1941 года. На фото выделяется крупное здание, по всей видимости, ангар.
В конце октября 446-й истребительный полк передислоцировался.
«Пришлось отступать. Аэродромы меняли один за одним: летчики улетали на самолетах, а мы добирались на грузовиках, стартерах, а то и на подножке бензовоза. А вслед нам смотрели старики, женщины, дети. Молча смотрели, внимательно, приставив ладошки козырьком к глазам.
Аэродром в Константиновке мы оставляли, когда уже ухали дальнобойные орудия немцев. Самолетов было мало, летчиков-«безлошадников» много. Просто перелететь с аэродрома на аэродром - слишком большая роскошь, которой мы позволить себе не могли. Поэтому подвешивали к самолетам бомбы, эрэсы (реактивные снаряды.-А.Н.), заряжали пушки и пулеметы. Полк вылетал на штурмовку в район Долгополья, а садился уже в Голубовке, куда мы, техники и оружейники, добирались уже кто как мог».