Горячие небеса Константиновки (1941/43): Внимание! В небе - аэростат
Воздухоплаватели. Вечно готовые ввысь. Их аэростаты ещё не поднялись. На выцветшем фото середины 20-го века
Услышать о воздушном шаре в небе над городом мне довелось несколько лет назад. Пожилая собеседница, видела его здесь, будучи девчушкой, во время освобождения от немецкой оккупации. Приходили мы к ней тогда пообщаться совершенно на иную тему, касающуюся её бывшей работы, но в ходе разговор, как это часто бывает, переключался и на воспоминания в целом. И тут - воздушный шар. Она его лично видела и этот факт запомнила. Однако обстоятельства оставались не ясными.
Эта запись в блокноте так и могла оставаться среди сотен других ещё неизвестно сколько ждать своего часа, если бы спустя года два в разговоре с другим жителем, пожилым мужчиной, снова не всплыл шар. Только назвал он его дирижаблем. Разговор подходил к концу, когда речь зашла о событиях войны. Оказалось, что он наблюдал налёт немецких самолётов в феврале 43-го, когда наши танки в ходе наступления прорвались до окраин Новосёловки. Несколько из них здесь были подбиты и так остались на заснеженной дороге. И тут, вспомнив, задаю ему вопрос, не приходилось ли ему как-то видеть здесь воздушные шары? Он даже не удивился и почти сразу ответил, что видел, «когда немцем гнали». Деталей - кто, что, зачем - не припоминает.
Тут уже, не откладывая в долгий ящик, захотелось прояснить эту историю. Что получаем из сведений двух очевидцев. Важно, время: 5-6 сентября 1943 года. То есть это воздушный аппарат явно был задействован в военных целях.
Во время войны дирижабли и аэростаты применялись обеими сторонами. Дирижаблей было не много, громоздкие, могли неподвижно зависать в воздухе или двигаться с малой скоростью, выполняя различные задания. Однако дирижабли собственно на фронте, в районе боевых действий, если и применялись, то очень редко.
Куда более вероятно, что это был аэростат. А именно, военные использовали аэростаты двух назначений - заграждения и наблюдения. Первые - это средство ПВО в значительных по размерах городах, важных промышленных районах. Самолёты противника сталкивались с тросами, которыми они были прикреплены, оболочкой или подвешенными на тросах зарядами. Из-за них бомбовозы противника вынуждены были подыматься на большую высоту, что затрудняло сбрасывание авиабомб при заходе на пикирование. Такие аэростаты использовались группами. То есть их применение здесь исключается.
А вот аэростат наблюдения вполне мог быть применён.
Они оборудовались гондолой, в которой находился наблюдатель, прошедний специальное обучение. В воздухе их поджидала опасность, прежде всего, от самолётов противника. В случае возгорания гондолы или иного серьёзного ЧП они должны были выпрыгнуть с парашютом.
Наблюдатель (или два) производил разведку, выявляя технику и живую силу, корректировал огонь артиллерии. Запускать аэростат можно было достаточно мобильно: он размещался в кузове грузового автомобиля, за него и был закреплён трос, которым он удерживался.
Какой из сторон аэростат был в небе Константиновки? Опознавательных знаков либо не было, либо очевидцы их не видели, что не удивительно, если он зависал высоко в небе.
При этом висел он где-то в стороне левобережья. А здесь тогда ещё находились немцы (читайте в одном из предыдущих постов о укреплённой позиции «Черепаха» http://zi.dn.ua/blogs/user_532/6-09-1943-protiv-tigrov-i-ferdinandov-ili-razdelat-cherepakhu-ch-1_12...).
На эту тему интересно то, что недалеко за городом располагались немецкие крупнокалиберные орудия, которые стреляли в сторону левого берега, откуда наступали передовые соединения Красной Армии. Не их ли огонь корректировали с аэростата?
Как вспоминает командир группы танкодесантников Э. Шахназаров, комбриг 135-й танковой бригады М. Безнощенко приказал ему на лёгком танке Т-70 с двумя ручными пулемётами и одним станковым прорваться в тыл противника и перекрыть эту дорогу. На землях 9-го совхоза эта передовая группа с ходу обстреляла расчёт трёх крупнокалиберных пушек. Об этом было доложено комбригу, который выслал три Т-34 под командованием старшего лейтенанта В. Шевченко. «Эти прибывшие три танка сыграли большую роль в освобождении Константиновки. По приказу комбрига танки начали в упор расстреливать немецких артиллеристов. Боясь окружения, немцы начали паническое отступление. Четыре танка начали утюжить окопы противника. Я находился у дороги и из станкового пулемёта вел огонь по бегущим солдатам противника. Немцы в плен не сдавались, а пускались в бегство».
О том, то немцы применяли аэростаты во время боёв за Донбасс говорит и то, что тут, например, 25 июня таковой сбил пилот Слабенюк на своём Яке.
Фото: Просторы Интернета
P.S. После окончания войны далеко не все аэростаты списали. Их использовали для аэрофоторазведки, в лесной и рыбной промышленности, на Крайнем Севере. В целом, на тему истории воздушных шаров, дирижаблей и прочего летающего «надувательства» интересна книга В. Инфантьева «Мамонты» шагают в будущее».
«Дирижабль - транспорт будущего» Циолковский.
Пара футуристических дирижаблей под занавес