Бельгийская архитектура в Константиновке (часть 1) | ZI.ua
Акция закончилась

Бельгийская архитектура в Константиновке (часть 1)

1 апреля 2017, 20:32

Бельгийская архитектура в Константиновке (часть 1)

Как там было у нас и в Европе...

Становление и развитие промышленности в Константиновке приходится на конец 19 – начало 20 столетия. За короткий срок были построены и начали функционировать несколько достаточно больших промышленных предприятий. «Горнопромышленный указатель» в 1902 г. отмечал: «Здесь мы имеем маленький заводской центр». Через несколько лет назвать его маленьким будет уже сложно.

Промышленный подъём конца 19 ст. в Донбассе сопровождался большим наплывом людей к новым промышленным предприятиям. Процессы стремительного роста количества жителей происходили и в Константиновке. «Богатые предприятия сконцентрировали вокруг себя огромное население рабочего люда и служащих», – отмечалось о Константиновке в прессе уездного города Бахмута.

Акционерные общества создавали заводские посёлки-колонии, строя на свои средства жильё или предоставляя участки под строительство. Всего насчитывалось семь колоний располагавшихся около заводов: железная, стекольная, химическая и прочие. По обе стороны реки Кривой Торец располагались торговые посёлки Дмитриевский и Николаевский, в районе ж/д станции – Номикосовский. В них селились торговцы, купцы, землевладельцы, мелкие промышленники, служащие, духовенство.

Общее в обустройстве здешних заводских посёлков – каменные или кирпичные дома в большинстве своём одноэтажные. «Иллюстрированный справочник Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги» 1902 г. отмечал следующее: «Однообразие домов, различаемых только по номерам и вследствие ещё слабо развившейся зелени, по своей монотонности напоминают бывшие военные поселения с тою только разницею, что представляют более тесные группы и дома не вытянуты в правильные линии вдоль единственной улицы, как это было в военных поселениях».

Многие заводские, жилые и социальные объекты были построены бельгийскими акционерными обществами. Некоторые из них носят черты бельгийской архитектуры. 

Касательно вида колоний и жилых зданий в них, есть несколько изображений того времени. В частности, представленных в работе бельгийского исследователя В. Пеетерса «Сталь в степи» (2010).

"Колония (посёлок) железопрокатного завода в Константиновке"

коммунальное жилье в константиновке

"Коммунальное жильё - казармы (casernes) в Константиновке"

старые дома константиновки

"Жильё семьи квалифицированного рабочего в Константиновке"

старая фотография

Как видим, жилые здания разнятся. 

На первом снимке - колония железопрокатного завода - жильё похожее на домики сельского типа. Улица между ними широкая. На втором снимке вытянутые одноэтажные казармы - «коммунальное жильё». Как видим, имели несколько индивидуальных входов. 

Типичная градация и разновидность жилья, которое строили бельгийские компании в Донбассе, рассмотрена в той же выше названной книге (на примере Енакиево). 

«Бараки» для сезонных рабочих» «Бараки были предназначены для временного жилья и удовлетворяли наиболее элементарным потребностям, но были несколько больше, чем большие общежития, поскольку были рассчитаны на 16-24 работников, кроме этого, в них предусматривалась маленькая кухня. Часто в них селились работники, которые были выходцами из одного села, иногда им и платили всем вместе. Это явление можно было назвать «движением сёл». 

Кроме этих коллективов сезонных работников, второй категорией была местная рабочая сила, в которую входили более квалифицированные работники. Они предлагали свой труд на основе долговременных индивидуальных контрактов. Они были основой предприятия, той категорией, которую сейчас бы назвали «служащие» или «рабочий класс». Они приезжали из промышленных центров больших городов, и компании, желая закрепить их у себя, предлагали им жилье лучшего качества». А именно, «маленький дом на одну семью (обычно без арендной платы)». 

«Дома в «бельгийском селе», где жили инженеры, мастера и менеджеры, стояли отдельно от домов местного «рабочего класса», что соответствовало традициям, которые существовали в Бельгии. Это были дома высокого качества, из кирпича, построенные в «бельгийском стиле», то есть с двумя этажами и балконом. Семьи получали отдельный дом. А одинокие мужчинам предоставлялись квартиры, на которые разделялся эти дома (по 2-4 квартиры на дом, в зависимости от «статуса» специалистов, которые в нём проживали)». Эти «инженеры, мастера и менеджеры» преимущественно бельгийцы и отчасти приезжие из промышленных центров, о чём говорилось выше.

«Если благоустройство «российских сёл» было довольно примитивным, с учётом того, что сезонные рабочие проживали там только временно, то бельгийские служащие в «бельгийских поселениях» пользовались всеми благами цивилизации: водопровод, электричество, магазин компании, школа, больница, а иногда даже и скверы, где можно было провести свободное время».

О «бельгийском селе» и домах в «бельгийском стиле» Константиновки в следующей части... 

Другие записи автора