Как защитить авторские права в IT?
Сотрудники, клиенты, инвесторы, офисы, авторские права на бизнес-концепции и программные решения. Из этого состоит IT-бизнес. Команде предлагают плюшки. Для клиентов разрабатывают революционные решения. В офисах уютный ремонт и Wi-fi максимальной скорости. А вот об авторских правах заботится забывают. Но стоимость бизнеса прямо зависит от того, какая интеллектуальная собственность на балансе компании.
Поэтому IT юрист подготовил консультацию по работе с договорами для защиты авторских прав.
Фиксируйте объем прав, которые переходят к заказчику и остаются у компании
Отдельный раздел контракта с клиентом посвятите интеллектуальной собственности. Предположим, команда разрабатывает ПО. Тогда, после завершения проекта, заказчик сможет паблишить, монетизировать, продавать, лицензировать программный продукт. Кроме этого, обращаться в арбитраж или суд, чтобы получить компенсацию за использование и распространение без разрешения, плагиат и кражу продукта.
Добавьте в контракт условие про переход прав с момента оплаты инвойсов и избегайте хранения результатов работы в репозитории заказчика.
Сохраните возможность продолжить использование мокапов, макетов, подходов, приемов, методологий компании в работе с другими клиентами. И конечно не забудьте упомянуть о разрешении внести кейс в портфолио.
Детализируйте технические задания для сотрудников
Работа с ФЛП-подрядчиками распространенная практика в Украине. Ее сложность в том, что сперва права интеллектуальной собственности возникают у подрядчика. Дальше по контракту они переходят к IT-компании. И только после этого к заказчику.
В договорах пропишите какие права передает разработчик
- Дорабатывать ПО.
- Создавать производные объекты.
- Продавать и передавать в пользование, выдавать лицензии.
- Импортировать и экспортировать.
- Монетизировать и рекламировать программный продукт и другие права.
Следующий важный шаг - детально прописывать ТЗ. В октябре 2021 года весь мир обсуждал переименование Facebook на Meta. Марк Цукерберг рассказал о революционный планах создать виртуальную вселенную. Здесь пользователи будет жить, работать и развлекаться. Но мало кто знает, что история Metaverse началась с кейса о нарушении прав интеллектуальной собственности.
В 2014 году корпорация Facebook купила стартап Oculus, команда которого занималась разработкой шлемов виртуальной реальности. Позже оказалось, что стартаперы Джон Кармак и Палмер Лаки украли идею у Zenimax. Сделать это было просто, ведь Кармак был программистом в компании Zenimax и как раз занимался написание кода для игр на основе технологии VR.
Суд установил нарушение авторских прав и обязал Facebook заплатить $500 млн компенсации. Но Zenimax не смогли доказать, что именно они собственники технологии. Все потому что в технических заданиях для Джона не было детального описания работы в этом направлении. Кейсы IT-гигантов - это лучший учебник по IT праву. Остается заимствовать опыт и реализовать его в вашей компании.
Внедрите систему аудита ценных активов и отслеживайте рискованных партнеров и сотрудников
Сложно обеспечить безопасность и конфиденциальность, если вы не знаете что и от кого защищать. Поэтому IT-компаниям важно вести учет ценных активов. Кроме этого, отслеживать бэкграунд сотрудников, инвесторов и партнеров. Подписывать с ними NDA и узнавать об их следующих проектах.
Скорее всего Zenimax не зафиксировали риск утечки данных, так как не предали значения публичным заявлениям Джона и Палмера о совместной работе над шлемом еще в 2012 года. И только в 2014, когда Facebook купил стартап за $2 млрд, Zenimax поняли какой ценный актив потеряли.
Такая же история с Facebook. Корпорация не была готова к судебному процессу, потому что не проверила бэкграунд Джона и Палмера. IT юристы Facebook могли провести аудит, выявить риски, и тогда спор не дошел бы до суда. Но проблема осталась без внимания и стоила корпорации $500 млн.