Президент международных дел (часть пятая)

«То, что они (санкции — ред.) есть, я думаю, тоже очень положительный результат. Другое дело, что они, по моему мнению, могли быть значительно сильнее. И вот в этом состоит главная задача нашей внешней политики — донести до наших партнеров правду, что делает Россия и убедить их в том, чтобы эти санкции были настолько болезненными для России, чтобы она отказалась от своей неадекватной политики»

Президент получил из рук европейцев бизвизовый режим, которым теперь могут воспользоваться все украинцы (фото - president.gov.ua)

«Однозначными плюсами можно назвать предоставление Украине безвизового режима и подписание (а впоследствии и завершения ратификации) Ассоциации с Европейским союзом.


Конечно, желательна следующая цель — получить от ЕС четкий сигнал, что в краткосрочной перспективе мы можем стать полноценными членами этой организации», — говорит глава правления Института мировой политики Виктор Шлинчак, в ответ на вопрос о главных внешнеполитических достижениях президента Порошенко.

Также в арсенал побед президента эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко добавляет активизацию двусторонних отношений с рядом государств. В частности, с Германией (что очень важно на фоне неопределенности Соединенных Штатов), Турцией и Румынией и сохранени санкций ЕС и США по отношению к России. «Украина смогла пока выдержать давление международного сообщества в вопросе мирного урегулирования. Несмотря на то, что мы были вынуждены подписать невыгодные для национальных интересов Минские соглашения, нам удалось отстоять сохранение санкций против России и не пойти на непопулярные уступки — изменения в Конституцию в части особого статуса ОРДЛО и закон о выборах в ОРДЛО», добавляет эксперт.

«То, что они (санкции — ред.) есть, я думаю, тоже очень положительный результат. Другое дело, что они, по моему мнению, могли быть значительно сильнее. И вот в этом состоит главная задача нашей внешней политики — донести до наших партнеров правду, что делает Россия и убедить их в том, чтобы эти санкции были настолько болезненными для России, чтобы она отказалась от своей неадекватной политики», - считает бывший министр иностранных дел (2007-2009 гг.) Владимир Огрызко и добавляет, что и сама внешняя политика не только США и ЕС по отношению к России, но и Украины должна быть намного жестче. Несмотря на массу сообщений в СМИ о возможном смягчении или даже снятии санкций Штатами, бывший чиновник уверяет, что такая модель развития наиболее невозможна, учитывая и так постоянные обвинения президента США Дональда Трампа и приближенного к нему круга лиц в сотрудничестве с Россией. «Трамп будет вряд ли идти на такие шаги (отменять санкции, — ред.), понимая, что в тот самый момент будет обвинен в зависимости от России. Этого он сейчас боится, возможно, больше всего», — добавляет Огрызко.

И то, что одни называют победой президента, другие считают не его победой. «Соглашение о Ратификации, как и безвиз — это огромный труд дипломатов в течение последних 20 лет, очень тихо, без пиара, 20 лет пахали над Соглашением об ассоциации — абзац за абзацем, предложение за предложением. А безвиз — это заслуга украинского общества, которое вышло на Евромайдан и с которого началась Революция достоинства. Это не заслуга ни президента, ни парламента», — высказывает свое возмущение РБК-Украина вице-спикер парламента Оксана Сыроид. Более того, вице-спикер считает, что Соглашения об ассоциации и безвиза недостаточно для ведения внешней политики государства.

«Если бы безвизовый режим дали день в день, как обещалось, или на день раньше, тогда можно говорить о достижениях, а остальное — это выполнение обязанностей, за которые высшее должностное лицо в государстве получает заработную плату», — считает содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник.

Однако факт остается фактом — это при президенте Петре Порошенко Украина получила безвиз. «Это наша победа. Никому до нас это не удавалось», — говорит Петр Порошенко и с этим трудно спорить. Говорят, глава государства поименно знает депутатов голландской Палаты представителей, которые, пусть не с первой попытки, но проголосовали за одобрение Соглашения об ассоциации Украина-ЕС.

«Если говорить о Соглашении об ассоциации, то это план работы на ближайшие семь-восемь лет. И если дома мы его нормально выполним, то у нас есть все шансы переходить к следующему этапу отношений с ЕС — началу переговоров о вступлении. Поэтому сказать, что ничего не делается во внешней политике, было бы совершенно неправильно. Уже эти два события являются свидетельством того, что делается, и делается много», - считает экс-министр иностранных дел (2007-2009 годы) Владимир Огрызко.

Пока ЕС видит Украину скорее как соседа-партнера, а не как страну, которая может быть важным фрагментом «европейского проекта». Чтобы Украина заинтересовала ЕС, наши партнеры должны убедиться, что Украина может быть не только реципиентом международной помощи, но и донором в определенных вопросах. «Мы должны перестать просить. Мы должны стать интересными для наших партнеров. Чтобы они не сотрудничали с нами из жалости, чтобы дать какую-то поддержку, помощь, подачку», — говорит Сыроид.

Серьезным просчетом президента называют то, что Банковая активно поддерживала кандидата от демократов Хиллари Клинтон на президентских выборах в Штатах. Это, в итоге, испортило отношения с нынешней администрацией республиканца Дональда Трампа. «Стоит вспомнить, какую позицию занимал официальный Киев в период избирательной кампании в США, когда была явно продемонстрирована «проклинтонская» позиция. Это стоило невероятных усилий для того, чтобы как-то загладить это неудобное положение. Ответственные государства до последнего не высказывают свою позицию к тому или иному кандидату, понимая, что, возможно, придется налаживать отношения с кандидатом, который им не нравился», — объясняет эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник.

Улучшила бы украино-американские отношения, по мнению председателя парламентского комитета по иностранным делам Анны Гопко, смена посла Украины в США. «Я считаю, что с новой администрацией президента Трампа мы могли бы открыть новую страницу, в частности, с новым послом Украины в Штатах», — заявила депутат РБК-Украина. Напомним, что последние два года этот пост занимает Валерий Чалый.

Недоработкой Порошенко председатель правления Института Мировой политики Виктор Шлинчак называет также «затягивание с назначением послов» в ряд государств и международных организаций. Так, по данным украинского МИД, по состоянию на конец апреля этого года, послы Украины не были назначены почти в двух десятках стран: Латвии, Казахстане, Швейцарии, Армении, Греции, Дании, Хорватии, Черногории, Македонии, Ирландии, Алжире, Перу, Эфиопии, Анголе, Сирии, Республике Корея и Кубе, а также не назначены постоянные представители в миссию Украины при НАТО.

«В чем он молодец? Безвиз, Ассоциация — это два успеха. Все. Мы даже не смогли воспользоваться международным правом, как жертва агрессии. Завели в тупик этот конфликт, который будет продолжаться еще Бог знает, сколько», — так оценил работу президента Петра Порошенко на внешней арене директор Института внешней политики Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Украины Григорий Перепелица и добавил, что расценивает как внешнюю, так и внутреннюю политику президента полностью провальными.

Немного высшую оценку президенту за работу на внешнем рынке дают эксперты Центра Разумкова. «Если давать оценку трем годам работы на внешней арене, то скорее можно говорить о каких-то, если не достижениях, то успехах. Если говорить о внутренней политике, особенно политике безопасности, то там гораздо больше провалов. Такое впечатление, что ему более комфортно работать за рубежом, чем внутри страны», — отмечает эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник.


Продолжения следует....

Читайте также:  Президент силы (часть четвертая)