Права потребителя: Как не попасть впросак при посещении торгового центра

Независимо от формата, в каждом магазине должны неукоснительно соблюдаться права потребителей. Последние, в свою очередь, обязаны знать и руководствоваться ими на практике, чтобы избежать неприятных ситуаций.  

Супермаркеты, гипермаркеты, минимаркеты или обычные универмаги – среди широкого разнообразия торговых центров в регионе у нынешнего покупателя есть возможность отдать предпочтение тому или иному заведению. Однако, независимо от формата, в каждом магазине должны неукоснительно соблюдаться права потребителей. Последние, в свою очередь, обязаны знать и руководствоваться ими на практике, чтобы избежать неприятных ситуаций.

Проанализируем, какие права имеет потребитель в наиболее распространенных жизненных ситуациях:

1. Сохранность вещей

Достаточно нередкой является ситуация, когда охранники в супермаркете заставляют покупателей оставлять свои вещи в ячейках/ящиках супермаркетов, которые, в свою очередь, зачастую, абсолютно непригодны для хранения в них вещей, особенно тех, которые имеют хоть минимальную ценность. Конечно, каждый случай индивидуален, однако следует помнить, что такие «места хранения» почти ничем не отличаются от мебели, которые размещены в магазине.

В то же время, торговый центр не предоставляет покупателям услугу ответственного хранения (например, камера хранения), не заключается договор найма (например, банковский сейф), а потому ответственности за оставленные вещи магазин нести не будет, и поэтому, охрана супермаркета не может запретить вам войти на территорию магазина с вещами.

2. Повреждение товара: платить или не платить

В данном случае с учетом положений ст. 323 Гражданского кодекса Украины, все риски случайной гибели или повреждения имущества несет его собственник, если иное не установлено договором или законом.

Если же администрация магазина продолжает настаивать на том, что ответственность за такие действия должны нести Вы, то в таком случае ваша вина должна быть доказана в судебном порядке.

3. Разрешено ли фотографировать и осматривать товар?

Согласно ст. 4 Закона Украины "О защите прав потребителей", каждый потребитель имеет право на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции.

Указанная норма также соотносится со ст. 14 Закона Украины "Об информации", а также ст. 34 Конституции Украины, согласно которой каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом - по своему выбору.

Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Указанный перечень оснований для ограничений является исчерпывающим.

Согласно ст. 700 Гражданского кодекса Украины, до заключения договора купли-продажи покупатель может осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации пользования товаром, если это не исключено характером товара и не противоречит правилам розничной торговли.

В Правилах розничной торговли непродовольственными товарами (пункт 11 раздела 2) указано, что продавец обязан создать потребителю удобные условия для ознакомления, выбора и примерки швейных, трикотажных, меховых, овчинно-меховых (кожуховых) товаров и головных уборов.

Кроме этого, ст. 17 Закона Украины "О защите прав потребителей" обязывает продавца всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции.

Кроме этого, ст. 50 Конституции Украины закреплено право каждого человека на свободный доступ к информации о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение.

4. Можно ли потреблять неоплаченный товар?

Потребление товара в супермаркете при его дальнейшей оплате не несёт для покупателя неблагоприятных последствий. Однако, в случае, если товар был в употреблении, но не был оплачен покупателем, администрация имеет право вызвать полицию для фиксации этого факта.

5. Досмотр вещей

Достаточно распространенным является случай, когда на выходе из магазина сработал детектор и охранник обращается к покупателю по поводу возможности проведения досмотра его личных вещей.

В таком случае, прежде всего необходимо напомнить охраннику о существовании камер слежения в торговом зале, а также о том, что полномочия проводить даже поверхностный досмотр вещей и документов имеет исключительно полиция.

6. Разница в ценнике и на кассе

Согласно ст. 655 Гражданского кодекса Украины, по договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель принимает или обязуется принять этот товар и уплатить определенную денежную сумму.
В ст. 691 Гражданского кодекса Украины указано, что покупатель обязан оплатить товар по цене, установленной в договоре купли-продажи. Таким образом, цена товара является существенным условием договора, о которой вас проинформировали и с которой вы соглашаетесь.

В то же время, согласно ст. 633 Гражданского кодекса Украины, магазин имеет обязательства продавать товары любому, кто к нему обратится, то есть выполнять условия публичного договора купли-продажи. Такие условия должны быть одинаковыми для всех потребителей. Именно поэтому, магазин не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ, услуг). В случае необоснованного отказа в продаже товара, вы имеете право на возмещение убытков.


Д.И. Нефёдова - Лепина, главный специалист отдела организационной работы, юридического обеспечения деятельности и информации Регионального центра по предоставлению БВПП в Донецкой области