В начале февраля мы публиковали статью о положении дел в Китае в связи с коронавирусом со слов дружковчанки Карины Рябухи. Девушка находится в провинции Гуандун за 1000 километров от эпицентра заболевания — городе Ухань. Карина рассказывала, что обстановка в регионе более или менее спокойная. Однако в самом Ухане ситуация очень напряженная и близка к критичной даже сейчас — спустя месяц после начала эпидемии. Уроженка Дружковки Екатерина Витчинкина, которая находится в эпицентре вируса, рассказала корреспонденту «ДНЛ+» о положении в городе.
«23 января в 07:00 жители Уханя получили сообщение от местных властей о том, что город будет заблокирован. Работа автобусов, метрополитена, железнодорожного вокзала, аэропорта была остановлена. То есть речь шла о полном «закрытии» города на карантин. Люди не имели возможности собрать вещи и выехать из опасной зоны. Судя по сообщениям местных СМИ, данное решение было принято в 2 часа ночи и никто не успел выехать.
Несмотря на такие меры, около пяти миллионов жителей города (население Уханя — около 14 млн человек) успели выехать за несколько недель до начала карантина. Во время празднования Нового года (25 января в Китае. — Прим. ред.) многие китайцы уезжают к родственникам в другие части страны и миграция в это время очень большая. Неделю отпусков и каникул они называют «праздником воссоединения с семьей». Из-за этого многие инфицированные уехали в другие регионы Китая и заболевание распространилось по всей стране.
После объявления карантина и недели празднования Нового года многие предприятия не продолжили работать. Функционируют лишь крупные супермаркеты. Университет, в котором я преподаю, также приостановил занятия и сейчас рассматривается вопрос проведения уроков в режиме он-лайн. Из-за того, что предприятия приостановили работу, китайские власти внесли изменения в КЗоТ и работникам выплачивают зарплаты.
Продукты в магазины завозятся без особенных сбоев. Местные власти выдали разрешения на передвижение некоторых автомобилей — это как транспорт предприятий, так и личный — вот только как получить пропуск, для многих людей остается загадкой. За каждым микрорайоном решением местного правительства был закреплен автомобиль, и жители могли им пользоваться для личных нужд. Это может быть поездка в магазин или больницу.
Несмотря на закрытый статус города, дефицита товаров не было. Единственное, что быстро пропадало с полок, это лапша быстрого приготовления, которая здесь очень популярна. Для этого, чтобы предприниматели не взвинчивали цены, местные власти попросили людей присылать им информацию о магазинах, где стоимость товара была увеличена. Владельцев супермаркетов грозились штрафовать и некоторые пострадали.
Многие торговые точки теперь работают до 15:00 — 16:00, что привело к неудобствам из-за наплыва посетителей. До этого магазины были открыты до 20:00-21:00. Что касается ресторанов, кафе, увеселительных заведений, то все они закрыты. Да и люди стараются никуда не выходить из дома без крайней необходимости. Все то, что показывали СМИ (пустые улицы, люди в костюмах бактериальной защиты), является правдой. Мы сами выходим из дома лишь в случае крайней необходимости. Позже это происходило один раз в неделю — в магазин и обратно.
На выходных местные власти распорядились запретить людям покидать свои дома. Можно выходить лишь для того, чтобы посетить больницу. Еду можно заказать у курьера или у администрации дома — структуры, похожей на наши ЖЭКи. Покидать дома разрешено сотрудникам экстренных служб и предприятий, от которых зависит жизнеобеспечение города.
Из-за всех этих мер в Ухане сперва была паника среди населения, но сейчас ситуация нормализовалась. Многие пошли в больницу, чтобы провериться на коронавирус и в интернете есть видеозаписи переполненных коридоров, но сейчас таких толп в медучреждениях уже нет. Для того, чтобы контролировать состояние здоровья людей, работают группы медиков. При выходе из своего двора каждый должен померить температуру. Эту же процедуру нужно повторить и при входе в супермаркет или на КПП. Меряют температуру все и я не видела, чтобы кто-то отказывался от этого.
В прошлый четверг среди людей вновь прошла волна паники из-за того, что количество заболевших резко увеличилось. Как нам объяснили, и это похоже на правду, к этому дню пришли результаты анализов и им диагностировали коронавирус. То есть эти люди и так были заболевшими и их диагноз подтвердился.
Интересно, что за время карантина несколько раз правительство сменило местные власти. Своих должностей лишились мэр Уханя, губернатора провинции Хубэй и партийных секретарей. Почему так произошло, нам не объяснили, но если так в Пекине посчитали нужным сделать, значит, было за что. Правительству виднее (смеется). Мобильные операторы постоянно жителям присылают СМС-сообщения с рекомендациями, как обезопасить себя — мойте чаще руки, носите маски и т. д.
Что касается СМИ, то многие иностранные журналисты нагнетали обстановку — мол, город оцеплен военнослужащими, на улицах люди теряют сознание от коронавируса и вообще рисовали картины постапокалипсиса. Сейчас же ситуация нормализуется. К тому же сами жители Уханя часто общаются с журналистами и рассказывают о реальной обстановке.
На фоне всего происходящего меня удивляет позиция украинских властей. В то время, когда граждане других государств, даже Бангладеш и Пакистана, эвакуировали своих, то Украина... Украинское посольство сработало отлично и сделало невозможное, чего не удалось ни американцам, ни канадцам, ни австралийцам, но в Киеве что-то пошло не так. Посол договорился о том, что украинцы смогут выехать вместе со своими детьми и мужьями-женами, если они являются гражданами Китая. Украинское правительство должно было организовать самолет для доставки людей на родину, но его так и не предоставили. Также в Украине не подготовили место для карантина. Нас обещали эвакуировать 11 февраля, но этого не произошло. Теперь эвакуацию перенесли на 18, но украинцы в Китае ничего не знают об этом. Многие граждане Украины оказались в критической ситуации. Некоторые приехали в город как туристы и вынуждены сидеть в гостиницах. У них заканчиваются или уже закончились деньги. Учитывая, что речь идет не больше, чем о 100 людях, и мы могли бы улететь одним самолетом, отношение украинского государства к своим гражданам становится непонятным».