Юрий Узун: «Медицинская реформа в Донецкой области продолжается»

Несмотря на то, что в конце прошлого года Донецкая область вышла из пилотного проекта по реформированию медицины (напомним, в этот проект также входили Винницкая, Днепропетровская области и город Киев), медицинская реформа на Донетчине, пусть и не гигантскими скачками, но продолжается. В чем ее суть и каково в целом сейчас состояние здравоохранения в области, корреспондент издания «Знамя Индустрии» попросил рассказать директора департамента здравоохранения Донецкой обладминистрации Юрия Узуна.

Несмотря на то, что в конце прошлого года Донецкая область вышла из пилотного проекта по реформированию медицины (напомним, в этот проект также входили Винницкая, Днепропетровская области и город Киев), медицинская реформа на Донетчине, пусть и не гигантскими скачками, но продолжается. В чем ее суть и каково в целом сейчас состояние здравоохранения в области, корреспондент издания «Знамя Индустрии» попросил рассказать директора департамента здравоохранения Донецкой обладминистрации Юрия Узуна.

Суть медицинской реформы, говорит Юрий Узун, заключается в том, чтобы обеспечить трехуровневое оказание медицинской помощи. Если сейчас каждый район имеет центральную больницу, вокруг которой действуют подотчетные ей «филиалы» – пункты скорой помощи, амбулатории, детские поликлиники, тубдиспансер и так далее, то теперь от такого принципа стали отказываться.

На нижнем уровне стали создавать госпитальные округа, где главное место отводится амбулаторно-поликлиническим учреждениям. Второй уровень – это специализированные клиники. А третий, самый высокий, – это высокоспециализированное оказание медпомощи (именно на этом уровне проводятся сложные операции).


Население нуждается в семейных врачах


Мотивации Минздрава кажутся логичными. «Семьдесят пять процентов обращений граждан за медицинской помощью решаются на уровне скорой помощи и терапевтов», – в один голос заявляют специалисты. Исходя из такой логики, населению, в первую очередь, нужны врачи широкого профиля, то есть «семейные врачи», а не узкоспециализированные специалисты.

Руководитель облздрава подтверждает эти данные, добавляя: «Вполне логичной я считаю идею улучшения медицинской помощи именно на уровне амбулаторно-поликлинического звена. Ведь, по статистике, люди свои проблемы, связанные с медициной, в 95-98 процентах случаев решают именно на амбулаторно-поликлиническом уровне. И только в 2-5% случаев – в стационарах. У нас же сложилось так, что стационар – это «наше все», а поликлиника – лишь придаток к стационару. Главное – и в этом понимании едины все идеологи всех вариантов реформирования – эта пирамида должна перевернуться: если, как минимум, 60-70% пациентов могут и должны лечиться на первичном уровне, нужно этот процесс чётко организовать».


Для справки:
Об уровне украинской медицины лучше говорит показатель средней продолжительности жизни в стране. Из 192-х стран мира Украина по этому показателю занимает сто двадцать первое место, а среди государств Европы — и вовсе последнее.
Мужчины в Украине живут в среднем чуть более 62-х лет — это усредненный показатель соответствует таким странам, как Мадагаскар или Бангладеш. Подобная статистика довольно красноречиво свидетельствует о том, что необходимость многое изменить в украинском здравоохранении назрела уже давно.


Сами медики признают, что за истекшие десятилетия участковые врачи стали «диспетчерами»: заболела голова – направят к невропатологу, в ушах шумит – к ЛОРу, изжога – к гастроэнтерологу. А ведь ещё не так давно участковые врачи, скажем, и плевральные пункции делали, и перевязки, и абдоминальный прокол могли сделать… Вот потому и идет сейчас речь о введении института врача общей практики, которого чаще называют семейным врачом. Особенно это важно на селе. Согласитесь, не рационально больного направлять в ЦРБ, чтобы, к примеру, вымыть ушную пробку?

- Семейный врач – это принципиально, качественно другой подход, – говорит Юрий Узун, – потому что пациентом будет заниматься конкретный врач, который будет определять его дальнейший медицинский маршрут. И таким врачом должен стать семейный, врач первичного контакта. По большому счёту, этот путь – лишь «легализация» фактически давно существующей схемы: когда возникает необходимость обратиться к врачу, особенно к «узкому», большинство из нас идёт к доктору, которого и так считает «своим».

Таким образом, после реализации реформы врачи будут «ходить» вокруг пациента, а не пациент, пытаясь организовать себе полноценную медпомощь, по-прежнему будет теряться среди кабинетов, лабораторий и метаться в поисках конкретного человека, способного организовать ему эффективную, полную и результативную медпомощь. Более того, такой врач будет призван отвечать не только и не столько за процесс лечения, но прежде всего за то, чтобы пациент выздоровел. При этом главная его задача будет заключаться в том, чтобы пациент вообще не заболел, – вовремя обнаружить начинающийся недуг, провести профилактику и так далее.


Донецкая область испытывает дефицит медучреждений высшего уровня

Сегодня самой главной проблемой в плане реализации медицинской реформы в Донецкой области, по словам директора департамента здравоохранения ДонОГА, является то, что все учреждения третьего, самого высшего уровня оказания медицинской помощи, остались в Донецке. Это, прежде всего, областная больница им. Калинина, областной противоопухолевый центр, больница профзаболеваний, противотуберкулезный диспансер, центр охраны материнства и детства и другие.

Цитата: «Самой главной проблемой в плане реализации медицинской реформы в Донецкой области является то, что все учреждения третьего, самого высшего уровня оказания медицинской помощи, остались в Донецке».

Кроме того, в Донецке, в силу семейных, жилищных и других обстоятельств, остались и многие высококлассные специалисты, которые долгие годы работали в этих учреждениях, имеют богатый опыт, бесценные знания и навыки в лечении серьезных заболеваний.


- Тем не менее, несмотря на эту проблему, – продолжает директор облздрава, – в Донецкой области сегодня функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи. На базе Краматорской горбольницы №3 уже открыто областное отделение детской хирургии. На подходе – отделение кардиологической хирургии (кстати, здесь уже поставили первые три кардиостимулятора). К сожалению, до сих пор в силу разных причин остался нереализованным проект создания ТМО (территориального медицинского объединения, проще говоря – областной больницы) путем объединения краматорских горбольниц №1 и №3 – уж коль сегодня Краматорск является областным центром. А для создания такой больницы требуется именно объединение, потому что для нее имеется ряд требований, которым по отдельности ни одна из этих больниц не удовлетворяет.

Когда материал готовился к публикации, стало известно, что депутаты Краматорского горсовета выразили готовность пойти навстречу облздраву и позитивно решить вопрос о создании в Краматорске областной больницы. Общественные слушания, на которых станет ясно, насколько эти слова подтверждаются делом, пройдут в конце мая.

Мы продолжим беседу с директором департамента областного здравоохранения в следующих публикациях. В рамках одной газетной статьи, к сожалению, невозможно охватить тот широкий спектр тем, которые, так или иначе, касаются практически каждого из нас.