Мы имеем очень туманное представление о таино, коренном народе Ямайки (некогда известном как араваки), в частности потому, что о них сохранилось немного свидетельств, пишет
блогth Emma Lewis На сегодняшний день от них остались только артефакты и археологические находки. Хотя предками некоторых ямайцев являются именно таино, прибытие Христофора Колумба на остров в 1494 году практически уничтожило их всех.
Однако сейчас интерес к истории таино усилился. Впервые за 500 лет на Ямайке появился вождь таино, или касик (в июне 2019 года). За месяц до этого Институт Ямайки отпраздновал публичными выступлениями и прочими мероприятиями День таино, а также была выпущена иллюстрированная детская книга «Бойанани: первое приключение девочки-таино».
Самое главное, 23 июля Оливия Гранж — министр культуры, гендерных вопросов, развлечений и спорта —заявила, что правительство хочет вернуть всемирно известные деревянные памятники культуры таино на Ямайку с помощью Национальной комиссии по репарациям. Среди этих артефактов — резная статуэтка духа человека-птицы, «боийанел» (божество дождя) и «покрытый земи» (фигура духа или вождя). Все они были найдены в пещере в Карпентер-Маунтинс (сейчас это часть округа Манчестер) в 1792 году.
В своей речи министр Гранж заметила:
13 августа представительница Британского музея, в котором в настоящее время находятся эти экспонаты, заявила, что официальное требование об их возврате еще не было подано. Многие ямайцы согласны с тем, что артефакты необходимо вернуть. Но все может быть не так просто.
Бывший куратор Национальной галереи Ямайки Верле Пупейе опубликовала пост из двух частей, в котором рассматривается вопрос возврата объектов художественной, культурной или исторической ценности. В нем она отметила, что карибским музеям стоит придерживаться более высоких международных стандартов. Пупейе, которая сейчас работает независимым куратором, исследователем и писателем, заявила:
Ямайка определенно может попросить о возврате экспонатов с Карпентерс-Маунтинс или хотя бы поинтересоваться, можно ли их арендовать для выставки — в конце концов, их арендовали музеи других стран.
Карибским музеям и соответствующим организациям пора провести ревизию артефактов, хранящихся за рубежом, проконсультироваться со всеми местными и иностранными заинтересованными лицами и сформулировать чёткую политическую позицию по данному вопросу на национальном и региональном уровнях. Всем этим может заняться Ассоциация музеев Карибского бассейна (MAC).
Но это также означает, что необходимо приложить больше усилий, чтобы отвечать международным музейным стандартам, не только чтобы уметь договариваться о подобной аренде или реституциях, но и ради выгоды музеев, их коллекций и ответственности перед гражданами.
По крайней мере, эти резные фигуры должны быть выставлены на Ямайке чем скорее, тем лучше, и нужно запросить компенсацию, денежную или в форме технической помощи местному музею. […] Карибам также следует разобраться с тем, как их культурное наследие продают, покупают и коллекционируют внутри региона.
Несмотря на этот интерес к артефактам, сейчас на Ямайке нет ни одного музея, посвящённого таино. Рост преступной деятельности несколько лет назад привел к закрытию единственного музея таино в Уайт-Марле. Однако многочисленные артефакты «музейного качества», сделанные из камня, кораллов, глины и дерева (их в основном находили лесорубы), сейчас либо относятся к частным коллекциям, либо вывезены с Ямайки. У большинства из них нет нормальных документов, которые позволили бы определить их происхождение.
Многие из этих мест сейчас находятся под угрозой. Некоторые, как, например, группа пещер в Кембридж-Хилл, Сент-Эндрю, были разрушены; другие позднее были повреждены во время дорожных работ и добычи известняка и гипса, и сейчас угрожающих их существованию.
Ямайский археолог-любитель и коллекционер (доисторический период и период первого контакта с европейцами в ямайской культуре), Пол Бэнкс, рассказал
Global Voices, что на картах отмечены как минимум 280 мест, заявив:
Одно несомненно значимое место (возможно, включая погребальные пещеры) было разрушено в начале постройки дороги Пи-Джей-Паттерсон и, возможно (вероятность очень высока), что незаконченная дорога на Морант-Бей навредит и известным, и неизвестным местам.
Еще некоторые были разрушены или разрушаются в результате незаконного заселения и неконтролируемого роста городов — например, гора Даллас [на окраине Кингстона, столицы Ямайки].
Места включают пещеры с петроглифами (наскальными изображениями) и пиктограммами (изображениями на основе природных пигментов и животного жира) таино. В недавней статье в Jamaica Journal Джоанна Остапкович, научный сотрудник по карибской археологии в школе археологии при Оксфордском университете, описала эти локации как «значимые места приношений и веры», которые использовались для погребений, религиозных святилищ и хранилищ.
Например, The Jamaica Gleaner сообщила, что во время добычи полезных ископаемых в известняковом карьере в Хеллшир-Хиллз была найдена погребальная пещера, содержавшая несколько костей, глиняный земи (дух таино) и черепки керамической посуды. Эти артефакты передали Ямайскому фонду национального наследия, но горные работы не были прекращены.
Предстоящее расширение шоссе им. Нельсона Манделы в Уайт-Марле, в округе Сент-Катерин, также повлияет на часть этой местности, которая, согласно Лейденскому университету, является «одним из наиболее больших и густонаселённых доколониальных поселений острова, с холмами, образованными из остатков хозяйственной деятельности, многочисленными могильниками и множеством остатков различных предметов, например, нефритовых топоров и украшений из ракушек».
Недавние археологические раскопки в этом районе и сотрудничество группы Nexus 1492, департамента истории и археологии в Университете Вест-Индии в Кингстоне и Ямайского фонда национального наследия являются совместной попыткой спасти культурные ценности.
Ирония в том, что на гербе Ямайки, созданном в 1662 году, изображен мужчина-таино с луком и женщина-таино с корзиной фруктов, а снизу написан девиз: Out of Many, One People (Из многих — единый народ). Но автор блога задается вопросом, делает ли страна все возможное, чтобы сохранить то, что осталось от наследия ее коренных народов?
- Песни исполнительницы из Константиновки попали в саундтрек игры "STALKER 2: Сердце Чернобыля"
- От слесаря до начальника отделения: Жительница Торецка посвятила 53 года своей службе
- Дети Донетчины направились на тематическую смену в Международный детский центр «Артек»
- Бахмутский передвижной флюорограф работает для переселенцев и местных жителей в Броварах