Цель поста – это, прежде всего, искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме.
Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».
С понедельника по четверг, с 7 по 11 марта сего года, во всех православных храмах во время вечерних служб читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа.
Стихи канона обращены к душе каждого человека. В эти великие дни каждому из нас необходимо проанализировать свои поступки и остаться достойным звания христианина. По Андрею Критскому, у нас есть единственная возможность вернуться в рай и вновь соединиться с Богом — покаяние.
В субботу первой недели Великого Поста, то есть 12 марта, воспоминается великомученик Феодор Тирон, во времена Юлиана Отступника избавивший постившихся христиан от оскверненной пищи.
В память явления Феодора Тирона в навечерие субботы, в пятницу 11 марта, на Литургии Преждеосвященных Даров читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого приготовленное из пшеницы с медом и маком коливо благословляется и раздается верующим.
Великим Постом каждый день с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва преподобного Ефрема Сирина. Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, святому Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, так как она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.
Христос начинает свое Евангелие, свою Благую весть, свое поучение человечества с покаяния. Покаяние же сразу возбуждает человека и на любовь к Богу, и на любовь к ближнему.
Покаяние – это начало христианской новой жизни, или христианского нового бытия, бытия во Христе. Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.
Существенная часть таинства Покаяния есть исповедь, или словесное признание в грехах. Исповедь есть необходимое следствие и плод сердечного сокрушения о грехах и намерения исправить свою жизнь. Чинопоследование исповеди в настоящее время состоит из двух частей: приготовления к исповеди покаянными молитвами и самого ее совершения.
Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости. Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку.
Протоиерей Вадим ИЛЬЧУК, настоятель храма прп. Иова Почаевского, г. Константиновка
- От слесаря до начальника отделения: Жительница Торецка посвятила 53 года своей службе
- Дети Донетчины направились на тематическую смену в Международный детский центр «Артек»
- Бахмутский передвижной флюорограф работает для переселенцев и местных жителей в Броварах
- Волонтеры вывезли из-под обстрелов еще один каменный артефакт Донетчины