На сайте газеты «Знамя Индустрии» 29 июля 2016 года была опубликована статья «Бессмертный певец терриконов Донбасса», посвященная ушедшему из жизни год назад и успокоившемуся в константиновской земле всемирно известному фотохудожнику Владимиру Лапшину. Сегодня мы продолжаем разговор об этой выдающейся личности.
Судьба все время создавала ему невероятные препятствия, которые он героически преодолевал. Родовая травма руки, казалось, у многих поставила бы навеки крест на стремлении реализовать себя в обществе. Но Владимир оказался настолько волевым и цельным человеком, что практически никто вокруг не замечал ограниченности его возможностей. Он никогда не комплексовал, выполнял любые действия и работы, порой неподвластные даже полностью здоровым людям, играл в спортивные игры, в частности, в волейбол. Одним словом, Лапшин любил жизнь и вдыхал ее полной грудью.
После окончания вуза, где готовили преподавателей математики… на английском языке, данный проект был неожиданно закрыт. Владимир был вынужден распределиться в обычную школу. Но и здесь он не потерялся, работал с душой, заслужил уважение учеников.
В США весьма популярны истории, когда человек «сделал» себя сам. Но и на наших просторах такие ситуации нередки. И вновь красноречивый пример – судьба Лапшина. Он начал свою профессиональную деятельность в сфере, где достиг совершенства, с руководства фотокружком. Он не только сам добился многого, но и воспитал немало талантливых учеников.
Но самая главная победа Владимира – это его творчество, незаурядное, неповторимое, эмоциональное. В 2014 году вышла уникальная книга «Планета Донбасс», посвященная фотохудожнику. В ней собраны самые лучшие работы мастера. Можно долго и подробно анализировать их, но никто так емко и точно не сказал о творениях Владимира Лапшина, как искусствовед Татьяна Боднар.
Позволим процитировать фрагмент ее предисловия к книге «Планета Донбасс»
«Суровая красота Донбасса является лейтмотивом творчества Владимира Лапшина. В объективе мастера грубый индустриальный пейзаж обретает гармонические черты, рукотворные горы оживают, приобретая поистине эпические формы. С помощью виртуальной кисти фотохудожник создает сложные образы. Порой они наполнены фантасмагорическими чертами, напоминают марсианские хроники.
Такие композиции вызывают ощущение бесконечного одиночества земли, безжалостно вытолкнутой людьми на поверхность и покинутой навсегда. Тревожность таких пейзажей дополнена жестким колоритом и суровой динамикой клубящихся облаков. Растрескавшаяся земля у подножия терриконов, застывшие озера, кроваво-красный закат не оставляют надежды на возрождение жизни, однако, уже в следующий миг, все преображается. На фоне кажущейся безжизненности появляются парящие птицы, сквозь унылые обломки породы робко пробивается хрупкое растение, небо обретает бесконечную синеву. Угольно-черные кристаллы торжествующе переливаются в лучах восходящего солнца.
Объектив выхватывает все больше и больше жизни, окружающей терриконы. Пронзительное ощущение одиночества сменяется жизнеутверждающим акцентом.
На территории приходят люди. Их беззаботные голоса раздаются звенящим эхом, наполняя размытые дождями борозды-морщины донецких гор. Их живая музыка взмывает к небу, разлетаясь на хрустальные осколки, подхватываемые степным ветром. Рукотворная вершина мира становится созвучной вершине счастья юной невесты, чья воздушная фата символизирует чистые и светлые надежды. Сотканные из противоречий, эклектичные композиции, с глубоким философским подтекстом, призваны не столько вызвать эмоции в душе зрителя, сколько задуматься о жизненной быстротечности, об истинных ценностях, так часто втаптываемых в грязь.
Если на вершинах терриконов человек лишь редкий гость, то под землей Донбасса десятилетиями бурлит жизнь. Героика шахтерского труда, к сожалению, обесценена современниками, однако отважные люди продолжают вгрызаться в земную плоть, не считая подвигом ежедневный риск. Их бесхитростные белозубые улыбки и лучистые глаза ничего не расскажут всего о немыслимых физических нагрузках и внутренней силе духа, потому что каждый из них давно преодолел страх перед неизвестностью подземной тьмы.
Такие люди – мощные, цельные – являются оплотом Донбасса, его стержнем, его душой».
Все это мы смогли увидеть благодаря настоящему художнику, наделенному особым внутренним зрением, позволяющему увидеть то, что не доступно простому смертному. Ведь талант Владимира Лапшина, оставившего большое творческое наследство, будет радовать не только нынешние, но и будущие поколения.
- В Дружковке заработал модульный стоматологический кабинет на базе релоцированной из Торецка больницы
- Песни исполнительницы из Константиновки попали в саундтрек игры "STALKER 2: Сердце Чернобыля"
- От слесаря до начальника отделения: Жительница Торецка посвятила 53 года своей службе
- Дети Донетчины направились на тематическую смену в Международный детский центр «Артек»