На прошлой неделе, в ходе обсуждения возможности проведения масштабного строительства дорог с представителями министерств и ведомств, премьер-министр Владимир Гройсман поручил министерству финансов обеспечить финансирование текущего ремонта и строительства дорог, а «Укравтодору» -- провести для этого подготовительные работы.
- Состояние украинских дорог не выдерживает никакой критики. Вопрос их эксплуатации является чрезвычайно чувствительным. Фактически дорожное хозяйство в стране находится в критическом состоянии, — подчеркнул Гройсман.
Слова премьера ни для кого откровением не стали. Тот, кому доводится ежедневно садиться за руль автомобиля, «чувствует» состояние наших дорог собственным телом, которое чутко реагирует на каждое попадание колеса в очередную дорожную «ловушку».
По информации руководителей профильных ведомств, на сегодняшний день 97 процентов автодорог в Украине требуют капитального и текущего ремонта.
На дороги Донбасса требуется почти 50 миллиардов гривень
А пока премьер говорит о необходимо провести тендеры, организовать подрядчиков, проанализировать имеющиеся ресурсы, специалисты Службы автомобильных дорог в Донецкой области подсчитали, что только восстановление автодорог, а также мостов и путепроводов, расположенных на подконтрольной Украине территории области, обойдется государству как минимум в 48 млрд гривень.
Военные действия на Донбассе ощутимо ударили, прежде всего, по дорогам общего пользования местного значения. Ранее основные транспортные потоки в Донецкой области были сосредоточены на государственных дорогах I и II категории (например, Н-20 Славянск – Донецк – Мариуполь), а в настоящее время транзитные перевозки осуществляются на дорогах IV и V категорий, которые по техническим нормам проектирования не рассчитаны на имеющуюся интенсивность движения и чрезмерные нагрузки.
О стремительном разрушении автодорог в Донецкой области красноречиво свидетельствуют все возрастающие показатели ямочности. В прошлом году общая площадь поражения дорожного покрытия составила 255 тыс. квадратных метров, что на 143 тысячи больше, чем в 2014 году.
В нынешнем году специалисты областной Службы автодорог прогнозируют лишь углубление «дорожного» кризиса. После прошедшей зимы показатели аварийного состояния дорог уже катастрофически высоки – ямами поражено как минимум 120 тыс. квадратных метров дорожного покрытия. Но более глубокий анализ реального состояния дорог будет сделан только по результатам весеннего комиссионного осмотра, который начался 18 апреля.
В настоящее время Служба автодорог в Донецкой области имеет задолженность перед подрядчиками за ремонтные работы, выполненные в предыдущие годы. Необходимые документы, касающиеся остатков кредитных средств, привлеченных под государственные гарантии в 2012-2013 годах, находятся на рассмотрении в Госказначействе.
Кроме невыполненных прошлых финансовых обязательств, САД имеет перед генеральным подрядчиком – ДП «Донецкий облавтодор» -- и текущие долги. Из-за несвоевременного принятия Паспорта бюджетной программы и, соответственно, отсутствия окончательных финансовых и производственных планов, Служба уже задолжала облавтодору за первый квартал текущего года 38 млн гривен.
Фото: Александр Ольгин, Стокгольм
Как строят дороги в Америке
Как видим, дорожная тема так и не перестала быть головной болью в Украине. Сколько о ней не говорят, сколько ни ругают правительство, чиновников, дорожников и плохую погоду, состояние дорог от этого лучше не становится.
В этой связи интересно познакомиться с западным опытом строительства и эксплуатации автодорог, ведь дороги эти стали уже настоящей легендой. Те, кому довелось побывать в развитых странах, в первую очередь отмечают прекрасные дороги, проезжать по которым – истинная радость.
О том, как строятся дороги в Америке, я попросил рассказать своего друга в Фейсбуке Кевина, который прекрасно говорит по-русски. Он сообщил, что в США имеются автомагистрали федерального значения (так называемые хайвэи), межгородские и внутренние дороги.
Строительство хайвэев – удовольствие очень дорогое. Полтора километра (миля) строительства одной полосы такой дороги, в зависимости от штата, обходятся в полтора-два миллиона долларов. И это только на простой местности. В густонаселенных городах, таких как Чикаго или Лос-Анджелес, их стоимость доходит до ста миллионов за милю!
В основном хайвэи строятся на бетонной основе. Срок их безопасной эксплуатации – до полувека. Так что солидные финансовые вложение в эти дороги вполне оправданны.
Деньги на строительство, обслуживание и ремонт дорог в США поступают из разных источников и имеют разную структуру финансирования в зависимости от подчинения автомагистрали.
Например, на федеральные хайвеи более 70% денег выделяется из налогов за их пользование, в основном заложенных в стоимости топлива. Обычному покупателю это обходится от 30 до 55 центов за каждый купленный на заправке галлон (около 3,8 литра) в виде федерального и местного налогов. Остальная часть средств поступает от выпуска облигаций, налогов на транспортные средства и других сборов.
Система платных дорог широко развита и в основном дополняет и объединяет федеральные хайвеи. Но на них не выделяют финансирование из бюджета. Их появление стало актуальным с разрастанием пригородов мегаполисов и стало своеобразным символом комфорта и достатка населения. Плата за «комфортабельный проезд» здесь может составлять от $1,5 до нескольких десятков долларов. Цена может колебаться от времени суток, дня недели и загруженности.
Сергей Климчук