Находившаяся всегда в движении среди людей, Нина Демьяновна никак не может привыкнуть к тишине. Поэтому иногда открывает окно, чтобы услышать уличный шум. Когда раздаются голоса играющих во дворе детей, вспоминает свои детские годы.
Детство
Росла Нина в многодетной семье Горбуновых. Отец работал на стекольном заводе, мама готовила, стирала, убирала, растила пятерых детей. Дочери Лидия и Нина во всем старались помогать маме. Хотя времени для этого у девочек было немного. С утра они шли в школу № 15, что была в четырехэтажном здании на остановке «Фрунзе». Там позже располагалась контора завода. А после школы бежали на репетицию хора во Дворец культуры химиков. В выходные ходили в парк.
– Даст нам мама с сестрой 15 копеек, — рассказывает Нина Демьяновна, — и мы могли несколько раз на каруселях прокатиться. Так мы, девчонки, этому радовались! Хорошее время тогда было. Хоть и бедно люди жили, но не было между ними зависти, злости, все помогали другу.
Когда началась война, Нине шел десятый год. Старшего брата Ивана призвали на фронт. Перед уходом он дал сестренке пять копеек, чтобы хранила, пока он вернется. Девочка спрятала и бережно хранила монетку, но брат не вернулся, погиб смертью храбрых почти в самом начале войны.
Когда Нина Демьяновна вспоминает о войне, то вытирает слезы. Холодно было и голодно. Мама ходила по селам и меняла вещи на продукты, хотя какие тогда вещи были. Принесет мешок проса, отец пропустит его через самодельную крупорушку, вот есть и пшено, и отходы, из которых мама тоже кашу варила.
Никогда не забудет женщина многие эпизоды войны. Как грязных и оборванных пленных по улице гнали, а люди им еду бросали. Они на лету ловили и глотали куски хлеба, картофелины. Как всех евреев, а их много в доме было, собрали и расстреляли, и взрослых, и детей. Как заболевших тифом пленных из концлагеря, что был в химзаводе, вывозили за территорию города. Всех вместе на повозку складывали – и умерших, и еще живых. Разве такое забудешь?
Юность
Юность для детей войны началась рано. Нина пошла работать в 1944 году, когда ей еще и тринадцати лет не было. Устроилась реквизитором в театр имени Пушкина. Готовила для актеров папиросы, книги, карандаши, тарелки, вилки. В общем, предметы, которые им на сцене для спектакля были нужны. Работали часто допоздна, возвращались с подругой домой за полночь. Но, по словам Нины Демьяновны, шли спокойно, совершенно не боясь, что на них кто-то нападет. Не было тогда такого.
В 1946 году театр переехал в другой город, но Нина осталась в Константиновке. Не стали родители отпускать дочь, которой еще и пятнадцати лет не исполнилось, далеко от дома. Устроил ее отец на работу в стекольный завод учетчицей. Работа девушке нравилась, зарабатывала она неплохо. Там и судьбу свою встретила — Федора Косторного. Был паренек у ее отца, опытного столяра, в учениках. Недолго молодые люди встречались, сделал Федор Нине предложение, которое девушка приняла с радостью.
Взрослая жизнь
Поженившись, молодые жили у родителей Федора, там Нина родила сына Олега, а затем и дочь Анечку. Семье дали отдельную квартиру. В это время Нина Демьяновна уже работала на колбасной фабрике. Все процессы изготовления изделий прошла, всему научилась. А за год до выхода на пенсию избрали ее председателем совета ветеранов. Вот тут-то сполна проявились все качества ее доброй души. В то время, в середине 80-х, много было семей погибших фронтовиков. Им-то на фабрике в первую очередь помогали.
Не забывали о самих участниках войны. К личным и государственным праздникам всегда продуктовые наборы из изделий, изготовляемых на предприятии, выдавали. Нина Демьяновна строгий учет всему этому вела, каждому лично домой отвозила подарок. С годами участников войны становилось все меньше, так стали на предприятии пенсионеров поощрять. Ни о ком не забывали. И длилось это много лет, пока фабрика работала.
А когда, как и многие другие городские предприятия, фабрика закрылась, Нина Демьяновна немногочисленных пенсионеров сама проведывала и никогда без подарка не ездила.
Зрелость
Первый раз в благополучную жизнь семьи Косторных ворвалась беда, когда скоропостижно умерла молодая и красивая дочь Анна. Пережить утрату Косторные помогли друг другу. А Нина Демьяновна еще и с головой ушла в заботу о своих подопечных пенсионерах. Боль не прошла, но со временем стала не такой острой.
Нина Демьяновна участвовала во всех городских мероприятиях, была частым гостем краеведческого музея, так как хорошо знала историю родного города. У нее столько книг о Константиновке, ее предприятиях и людях собрано, что мало у кого такая коллекция есть.
Быстро годы бегут. Недавно она отметила свой 87-й день рождения. Сильно подкосила жизнерадостную и веселую женщину внезапная смерть сына (от инфаркта), а затем и мужа. Нина Демьяновна почти полностью потеряла зрение. Больше близких родственников у нее нет. Так что живет она одна. Два раза в неделю к ней приходит социальный работник Юлия. Уберет в квартире, поможет постирать, обед приготовить, в магазин и аптеку сбегает.
Соседи заходят, тоже иногда выполняют просьбы Нины Демьяновны. А она и сегодня – молодец! Сама еле ходит, а о других беспокоится. Знает, кого и когда надо с днем рождения поздравить, у кого о здоровье спросить. На жизнь не жалуется, а, наоборот, замечает в ней приятные моменты. Например, что в квартире очень тепло, что субсидию ей хорошую дали. А скольких более молодых людей эта мудрая и мужественная женщина своими советами поддерживает, вселяя веру в добро!
Спасибо Вам, дорогая Нина Демьяновна, за то, что историю города помните и сохраняете, за Вашу открытость, доброжелательность и оптимизм!
Читайте также о подарках Красного Креста жителям Донбасса.
Татьяна Тихонова, журналист
- Песни исполнительницы из Константиновки попали в саундтрек игры "STALKER 2: Сердце Чернобыля"
- От слесаря до начальника отделения: Жительница Торецка посвятила 53 года своей службе
- Дети Донетчины направились на тематическую смену в Международный детский центр «Артек»
- Бахмутский передвижной флюорограф работает для переселенцев и местных жителей в Броварах