Тарифы на воду придется повышать в два или три раза

«После войны тарифы на воду придется повышать в два или три раза», — эксперт.

С 1 июня выросли тарифы на свет, а вот решение по удорожанию воды было отменено. Почему так произошло, «Социальная информационная платформа» спросила у заместителя исполнительного директора Ассоциации городов Украины Ярослава Рабошука. Он отметил, что правительство не стало повышать тарифы на воду, потому что это могло привести к существенному увеличению расходов на субсидии. В то же время эксперт уверен, что тарифы на воду повышать все-таки нужно или воду начнут давать почасово. Подробнее читайте в материале.

— Почему повышение тарифов на свет утвердили, а воду удалось отменить?

— Наверное, это вопрос не к нам, а к Кабинету Министров, почему тарифы на воду не хотят утверждать в экономически обоснованных размерах. Здесь могут быть две причины, по нашему мнению. Первая – это популистическая. Правительство хочет понравиться электорату. Вторая – финансовая. У правительства отсутствуют средства на предоставление субсидий. Рост тарифов приведет к перерасчету субсидий на жилищно-коммунальные услуги для населения. А у большинства доходы остались без изменений. Понятно, что количество субсидиантов и размер субсидии возрастет. Это дополнительные расходы из государственного бюджета.

— Предыдущее решение о повышении тарифов на воду обосновано?

— Тариф должен быть экономически обоснованным. Нет разницы, будь то питьевая вода или хлеб в магазине. Любой товар нельзя продать подешевле, чем ты потратил средств на его производство. Питьевая вода — это то же производство. Нужна электрическая энергия, чтобы выкачать ее из скважины либо из реки, либо из водохранилища. Необходимые средства, чтобы ее обеззаразить, отремонтировать трубы, по которым идет вода, закупить ремонтные материалы для насосов и труб. Все это стоит денег. Стоимость услуг должна включать в себя все затраты на их производство. В первую очередь это заработная плата работникам. И в том числе отчисления в Пенсионный фонд.

— То есть, в идеале повышать нужно?

– Конечно. Тем более в условиях войны, когда мы прекрасно понимаем, что есть обстрелы, есть разрушение инфраструктуры. Нужно, чтобы все услуги предоставлялись на должном уровне. Об этом должны думать не только государственники, но и потребители. Мы все знаем, что такое отсутствие коммунальных услуг: тепла, электрической энергии, воды. Мы не должны допускать такие вещи. А для этого нужно финансирование.

— Заявляется, что тарифы на воду не стали повышать за счет местных бюджетов.

— Понимаете, есть популистические лозунги, когда рассказывают, что за все это дело кто-нибудь заплатит. Впрочем, у нас есть Конституция, где указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления должны действовать только в пределах и способом, определенным законом. Например, в законе о ценообразовании написано, что если тариф установлен в размере меньше, чем экономически обоснованный, то предприятие, производящее эту продукцию, должно получить компенсацию. И должен ее получить именно от того органа, который установил такой тариф.

У нас водоканалы поделены на две группы. Есть большие, обслуживающие крупные города с численностью более ста тысяч населения. А есть небольшие водоканалы, которые обслуживают небольшие территориальные громады: сельские, поселковые, небольшие городские. Тарифы для крупных водоканалов устанавливается государством через Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), а тарифы для маленьких водоканалов устанавливается соответственно сельским/поселковым/городским советом. Во втором случае ответственность за тарифы полностью лежит на местных органах власти. Они на средства своих бюджетов осуществляют компенсацию в тех размерах, чтобы водоканал жил и поставлял воду.

К примеру, я проживаю в селе под Киевом. Там водоканал в начале января, если я правильно понимаю, повысил тариф на водоснабжение и все исправно платят этот повышенный тариф. Никаких жалоб на это я не слышал и не видел в своей деревне. Вот у меня вопрос: почему крестьяне должны платить дороже, а горожане должны пользоваться какими-то льготами, установленными Кабинетом Министров, при этом заводя в убыток городские коммунальные большие водоканалы?

Кроме этого, есть Бюджетный кодекс, который также предусматривает, что разница в тарифах, которая возникает в связи с их занижением, должен компенсировать государственный, а не местный бюджет. Следовательно, орган местного самоуправления, который выделит средства на разницу в тарифах, нарушит: а) Бюджетный кодекс; б) закон о ценообразовании и, как следствие, в него через месяц или через два придут правоохранительные органы и просто арестуют.

— Вопрос в том, справятся ли местные бюджеты, на которые это возложено?

— От Кабинета Министров прозвучало политическое заявление, что у местных бюджетов много денег, и они справятся. Возможно, тыловые районы – да. Возможно, такие тыловые города, как Черновцы, Львов, Тернополь, возьмут деньги с надбавок для учителей и заплатят за питьевую воду. Питьевая вода нужна для всех.

Учителя как-нибудь выдержат. Выдержали уменьшение зарплаты на 20%, выдержат еще на 5%. Пенсионный фонд получит из-за этого меньше взносов? Пенсионеры тоже выдержат – компенсируют им из государственного бюджета.

А вот прифронтовые территории там, где выехало население, где разрешено не платить коммунальные услуги, водоканалы не выдержат. Во-первых, там нет доходов от населения. Во-вторых, расходы водоканалов, например, были рассчитаны на трехсоттысячный город. Количество насосов нужно обслуживать то же самое. Мощность та же осталась, сети те же, затраты на электроэнергию — тоже. А население осталось гораздо меньше. Люди меньше потребляют, а значит и доходов меньше, соответственно меньше резервов для решения этих задач. К тому же большинство бюджетообразующих предприятий уехали. Там будет горе. Поэтому я не понимаю, почему такие решения принимаются в отношении прифронтовых территорий. Выходит, что именно их наказывают. Чем ближе к фронту, тем больше проблем.

— Тариф на воду все равно придется рано или поздно повышать. Какие прогнозы?

— Конечно. Одно дело, когда повышение идет поэтапно, понемногу. Тогда люди легко адаптируются. А что будет, когда война закончится и придется все равно принимать это решение? Придется повышать тарифы в два или три раза. Это уже не так будет восприниматься электоратом. А прогнозы очень простые: либо водоканалы будут сокращать подачу воды почасово, либо продолжат наращивать задолженность за электрическую энергию. А это приведет к тому, что облэнерго начнут арестовывать счета водоканалов и взимать средства в принудительном порядке. В конце концов, все средства, которые должны идти водоканалам, будут идти монополистам-энергетикам.