Четыре крупнейшие медиа-группы достигли предварительного согласия относительно кодировки открытых телеканалов на спутнике. Ориентировочный дедлайн — весна 2018 года.
Сейчас медиа-группы Интер (Дмитрия Фирташа, Сергея Левочкина и Валерия Хорошковского), StarLightMedia (Виктора Пинчука), Украина (Рината Ахметова), и 1+1 (Игоря Коломойского) в общей сложности транслируют 23 телеканала: Интер, НТН, К1, К2, МЕГА, Пиксель, Zoom, Enter-фильм, СТБ, ICTV, Новый, М1, М2, Оце, Украина, НЛО ТВ, Індиго TV, 1+1, 2+2, ТЕТ, ПЛЮСПЛЮС, УНІАН ТБ и Бигуди.
Уговорили Интер?
Кодировка крупнейшими ТВ-группами с абсолютно разными владельцами спутникового эфира станет беспрецедентным событием для всего медиа-рынка. Еще ни разу они не действовали в унисон. О том, что украинские каналы на спутнике некоторые игроки хотят кодировать сообщалось еще в сентябре. «Сегодня три игрока готовы закодироваться: это группы 1+1, МГУ и мы», — рассказывал в интервью директор по стратегическому развитию группы StarLightMedia Федор Гречанинов. В группе Интер, в которую входит больше всего телеканалов, у него тогда не было уверенности. Это был предмет переговоров.
«Интер до последнего времени не поддерживал внедрение системы кодирования спутникового сигнала», — рассказывает медиа-эксперт, советник главы Нацсовета по ТВ и радиовещанию Александр Глущенко. Ведь, по его мнению, в случае кодирования сигнала трех медиа-групп, 8 каналов Интера только бы выиграли и перетянули часть аудитории на себя — зрителей, не желающих платить.
Но сразу несколько источников на рынке сообщили, что Интер таки удалось убедить в необходимость кодировки. «Официально об этом объявят на ТИМ (крупная отраслевая конференция, которая пройдет в первых числах ноября — Авт.). Если говорить об Интере, то мы никогда не были против кодирования», — рассказывает редакции один из инсайдеров в самой группе. По его словам, медиа-группы надеются, что вещание удастся закодировать уже весной 2018 года.
Есть ли здесь деньги
Как считает Александр Глущенко, переговорщики от медиа-групп смогли убедить Интер, вооружившись основным аргументом — на кодировке удастся заработать. «Ведь в кабельном ТВ и IPTV у медиа-групп уже получилось заработать в этом году первые заметные деньги», — отмечает эксперт. Напомним, после того как национальная валюта в 2014 году обвалилась и начался кризис, медиа-группы стали отчаянно искать источники дополнительного заработка. Одной рекламы в эфире было недостаточно, а владельцы-олигархи тоже обеднели, чтобы продолжать датировать свои медиа-активы — вливать в них сотни миллионов ежегодно. В итоге у медиа-групп в прошлом году получилось заставить основных кабельных операторов платить им за доступ к их контенту. «Мое предположение — совокупные доходы медиагрупп в этом году могут выражаться в десятках миллионов гривень», — рассказывал Федор Гречанинов.
Телевизионщики надеются, что по той же накатанной дороге они пойдут и в спутниковой трансляции своих каналов. По оценкам управляющего партнера консалтинговой группы E&C Анатолия Фроленкова, сейчас за спутниковое ТВ легальным провайдерам платят менее 0,2 млн. абонентов. «Естественно, после кодировки их количество может увеличиться. А вот уже процент роста будет завесить от самих операторов и их маркетинговых действий», — уточняет аналитик. Общее количество домохозяйств, оборудованных спутниковыми антеннами, в Украине сейчас составляет около 4,5 млн. Александр Глущенко слышал прогнозы медийщиков: только около миллиона домохозяйств платить все равно не будут и останутся смотреть телеканалы в открытом доступе.
Денег пока не много
Но прогноз экспертов более пессимистичный. У медиа-групп вряд ли получится уговорить многих украинцев, привыкших к бесплатному ТВ, распрощаться даже с небольшими деньгами. Например, по расчетам основателя BigDataUa Сергея Бойко, 30-40% абонентов в городах перейдет с бесплатного спутника на не закодированный эфирный сигнал Зеонбуда. И только 20-25% отдаст предпочтение в пользу кабельного ТВ. У Глущенко похожий прогноз: «Аудитория спутника, скорее всего, пойдет на Т2 (открытое цифровое эфирное ТВ). Ментально эти зрители не готовы начать оплачивать то, что доставалось всегда бесплатно», — говорит он. Медиа-эксперт добавляет, что многое будет зависеть в 2018 году от того, отключат ли в Украине аналоговое эфирное вещание. Оно, как и «цифра», является открытым для зрителя типом вещания. И аналог до сих пор смотрят в Украине миллионы абонентов.
Кодированные каналы четырех медиа-группы хотят повесить на две DTH-платформы (провайдеры платного спутникового ТВ): XTRA TV (принадлежит группе ТРК Украина) и Viasat (Плюсы). По информации LIGA. net, у StarLightMedia и Интера не будет своих спутниковых провайдеров. Также медийщики практически определились с поставщиком самого решения по кодировке. Им, вероятнее всего, станет компания Verimatrix. С точки зрения абонента подключиться к платному пакету «украинского развлекательного ТВ» будет не так просто. Придется купить «прошитую» приставку (по аналогии с тем, как сейчас зрители смотрят цифровой пакет Т2). «Очень сложно монетизировать потребителя, который уже потратил деньги и приобрел оборудование. Тем более, заставить приобрести либо заменить имеющийся тюнер менее продвинутым операторским приемником», — отмечает Глущенко.
Нельзя забывать: помимо каналов четырех медиа-групп, на спутнике, скорее всего, останутся еще вещатели, которые не поддержат кодировку. Это например, отдельно стоящие новостные украинские каналы (скажем, Пятый канал Петра Порошенко), или вообще российское ТВ.
Спутниковые телеканалы сделают платными для украинцев
Четыре крупнейшие медиа-группы достигли предварительного согласия относительно кодировки открытых телеканалов на спутнике.
Читайте также:
Больше информации в полной версии сайта