«Шахтарочка» из поселка Шевченко

После Второй Мировой войны в Донбассе на восстановлении шахт работали не только мужчины, но и женщины. Они трудились наравне с сильным полом, разве что не в забое. Многие женщины, пребывая под землей, совершали героические подвиги. Жительница поселка Шевченко Красноармейского городского совета Вера Гавриловна Каплун отдала шахтному труду 20 лет своей молодости.

Вера Каплун в молодости

После Второй Мировой войны в Донбассе на восстановлении шахт работали не только мужчины, но и женщины. Они трудились наравне с сильным полом, разве что не в забое. Многие женщины, пребывая под землей, совершали героические подвиги. Жительница поселка Шевченко Красноармейского городского совета Вера Гавриловна Каплун отдала шахтному труду 20 лет своей молодости.



Двадцатилетняя Вера пришла на шахту 19/20 имени Шевченко в 1949 году. «Муж не пускал, а я пошла, – рассказывает Вера Гавриловна, – потому что денежек не хватало». Отработав два года выборщицей породы, молодая женщина ушла в декрет. Друг за другом с интервалом в год появились сын и дочь. Спустя четыре года отважная Вера вновь идет работать на родную шахту. «Я в молодости отчаянная была, ничего не боялась, – вспоминает она, – работала подкадчицей, лебедчицей. Там где больше платили, туда и шла».



В первую рабочую неделю под землей Веру травмировало: «Послали нас на порожняк, вдруг отцепился вагон и покатился на меня. Я по глупости ногу подставила, хотела остановить». Ногу бесшабашной «шахтарочке» спасли находившиеся рядом рабочие. Опрокинули вагонетку. Некоторое время Вера работала лебедчицей, пока не восстановилась после травмы. Несчастный случай не испугал женщину. Работала, как и все во времена СССР, отдавая свои силы на благо общества и государства. За что получила высокое звание «Ударник коммунистического труда».



Супруг Веры Гавриловны тоже трудился на шахте Шевченко. Работа посменная, детей оставить не с кем, садик в ту пору еще не открылся. «Прихожу со смены, детвора меня около хаты под забором поджидает», – говорит Вера Каплун. Дочь Ольга вспоминает, что мама строгая была. Уходя на работу, надает поручений по хозяйству. А по возвращении проверит. Если не сделали, ночью могла поднять. Мужская часть коллектива «шахтарочку» побаивалась, но в тоже время молодые парни не прочь были подшутить над красивой и статной Верой: «Работаю под землей, – со смехом рассказывает Вера Гавриловна, – а молодежь идет мимо и спрашивает: «Тетенька, где здесь улица Ленина?!»».



Несмотря на железную выдержку, один трагический случай оставил в душе у Веры глубокий след. По вербовке на шахту 19/20 приехала группа девушек с Западной Украины. Одна из них работала на сцепке вагонов. Внезапно вагон отцепился и пошел под уклон. На языке шахтеров это называлось «полетел орел». «Когда «западнычку» накрыло вагонеткой, – вспоминает Вера Гавриловна, – ее подружка позвонила на гора: «Дядьку діспечеру, нашу дівку вбило!»». После этого случая хотела даже рассчитаться с работы. Но как бы там ни было, все таки доработала до пенсии. На тот момент Вере Каплун было всего лишь 45 лет.



Две шахтерские зарплаты позволили семье купить автомобиль. Сдав на права, Вера лихо разъезжала за рулем. Но всё же, автомобилю «шахтарочка» больше предпочитала мотоцикл. «Я любила погонять по поселку!», – мало ли у женщины хозяйственных дел. Успевала и в огороде покопаться и в поселковом клубе попеть. На протяжении 50 лет на всех торжествах зрители просили спеть Руслановские «Валенки» и «Златые горы».



Три поколения семьи Каплун избрали для себя шахтные профессии. У Веры Гавриловны четверо взрослых внуков и семь правнуков. Общий шахтерский стаж семьи насчитывает сто лет. Пережив мужа и старшего сына, женщина не утратила интереса к жизни. Глядя на Веру Каплун, можно с уверенностью сказать, что свою жизнь она прожила не зря.