Реформы в Украине: Итоги 24 ноября - 1 декабря

Еврокомиссия отказалась предоставлять Украине последний, третий транш текущей программы помощи, который составил бы 600 млн евро из-за того, что правительство не выполнило взятые обязательства.

От редакции: Украинская англоязычная газета Kyiv Post еженедельно публикует анализ украинских реформ в ключевых отраслях. Этот текст - перевод такого анализа за неделю с 24 ноября по 1 декабря. 

Обзор 

Несмотря на то, что в декларации, подписанной по итогам саммита «Восточного партнерства», который проходил в Брюсселе 24 ноября при участии представителей ЕС, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины, ни словом не упомянули Россию, тень этой страны парила над событием. 

ЕС и шесть его восточных стран-партнеров отметили, что их сотрудничество «не направлено ​​ни на кого конкретно». Несмотря на это, позиции Москвы нельзя оставлять без внимания, ведь каждая из шести стран-участников саммита так или иначе связана с Россией: Украина, Грузия и Молдова, например, потеряли части своей территории в конфликтах инициированных Кремлем. Однако, если Украина и Грузия настроены к России враждебно, Молдова недавно изменила свое отношение на дружеское. Беларусь фактически страна-сателлит России: вместе с Арменией она является частью московского проекта, Евразийского экономического союза. Армения и Азербайджан участвовали в карабахском конфликте. Россия давит на Ереван, заставляя не сближаться с ЕС, и в то же время поставляет оружие в Азербайджан. Последний, возглавляемый династией Алиева, не имеет дружеских намерений к ЕС. 

Одним словом, нет какой-то стратегии, которая бы удовлетворила сразу всех, и общая декларация, подписанная на саммите, это иллюстрирует. 

Хотя Украина и услышала обещание получить 1,8 миллиарда евро макроэкономической поддержки от ЕС в трех равных траншах, ее основная цель - а именно, членство в ЕС - не выглядит ни на шаг ближе, чем во время последнего саммита в Брюсселе. Кроме того, Еврокомиссия отказалась предоставлять Украине последний, третий транш текущей программы помощи, который составил бы 600 млн евро из-за того, что правительство не выполнило взятые обязательства. Среди них - автоматическая проверка электронных деклараций и отмена запрета на экспорт леса. 

Украина заявляет, что хочет больше стимулов со стороны ЕС, чтобы продолжать реформы, тогда как ЕС хочет сначала увидеть определенный прогресс. Более того, поддержка Украины со стороны ЕС существенно ослабла после начала российской агрессии в Донбассе, а некоторые страны вообще стали относиться к Украине неприязненно. К примеру, Армения, после спора с Киевом из-за нового закона об образовании, начала угрожать Украине блокированием любых ее шагов навстречу ЕС. 

Правда, участники саммита все же согласовали перечень из 20 ожидаемых достижений, которые страны-партнеры должны показать до 2020 года. И хотя ни один из прописанных мер не направлен непосредственно на Украине, некоторые предрекают стране определенное движение вперед - если Киев их примет. 

Ожидаемые достижения 

Достижение № 3, которое может сыграть на руку как Украине, так и ЕС, предусматривает усиленную и более четкую стратегическую коммуникацию и поддержку плюрализма медиа и их независимость в странах-партнерах. Первая часть должна улучшить понимание между ЕС и партнерами, что немаловажно, ведь Украина ежедневно сталкивается с кремлевской пропагандой, которая портит имидж страны за рубежом, в частности в ЕС. Вторая часть непосредственно полезна Украине, ведь большая часть ее СМИ до сих пор зависит от делового и политического влияния. 

Достижение № 6, а именно введение европейских программ направленных на разнообразие экономической деятельности и сокращение неравенства, может быть полезным для Украины в контексте ее реформы децентрализации. Проект «Мэры за экономический рост», финансируемый в Украине Европейским Союзом, будет поддерживать новосозданные местные власти, которые теперь имеют больший доступ к налоговым поступлениям, которые можно инвестировать в локальные проекты. Желание ЕС инвестировать в развитие агросектора также очень актуально для Украины, ведь он считается одним из самых перспективных в экономике страны.
Достижение № 9, которое предусматривает развитие верховенства права и антикоррупционных механизмов путем запуска и развития органов, которые должны предотвращать и бороться с коррупцией и отмыванием денег, такое впечатление, было написано специально под Украину. До сих пор все попытки украинской власти преодолеть коррупцию не дали плодов. Правда, ЕС также есть чем заниматься для борьбы с отмыванием денег - оффшорные схемы в налоговых гаванях, таких как Кипр, слишком доступны для украинцев. 

Достижение № 10, реализация ключевых реформ в сфере судопроизводства, также не будет лишним для Украины. Общественные организации жалуются, что украинская власть саботировала реформу Верховного Суда, назначив туда судей с противоречивым профессиональным прошлым. Кроме этого, Киев до сих пор не создал антикоррупционные суды и не наказал виновных в преступлениях, совершенных во время правления режима бывшего президента Виктора Януковича. 

В достижении № 14, связанным с энергоснабжением, непосредственно упомянуто Украину. В этом пункте прописана модернизация украинской газотранспортной системы и хранилищ. Это означает, что ЕС имеет планы на украинскую газотранспортную систему, даже несмотря на то, что Москва угрожала существенно сократить транзит газа в ЕС через Украину. Зато Кремль планирует увеличить транзит газа в Германию через «Северный Поток 2», магистральный газопровод через Балтийское море. И хотя Берлин политически против проекта и видит его как коммерческую возможность, ЕС стремится диверсифицировать энергоснабжение, в частности уменьшив зависимость от России. Этого можно достичь заблокировав дальнейшее развитие «Северного Потока 2» в пользу развития «Южного газотранспортного коридора», который, поставляя газ из каспийского региона в Европу, снизит зависимость ЕС от России, которая сейчас поставляет ЕС треть необходимого ему газа. Правда, российская компания «Лукойл» владеет 10% газового месторождения «Шах-Дениз» в Азербайджане, с которого ЕС будет получать газ через «Южный газотранспортный коридор». 

Сфера влияния 

Как видно из 14-го ожидаемого достижения, Россия все же повлияла на последний саммит в Брюсселе, и в ближайшее время своего влияния не потеряет. С момента основания «Восточного партнерства» на саммите в Праге в 2009 году, Кремль воспринимает эту политику ЕС как вмешательство в ее сферу влияния. Украина, в свою очередь, считает «Восточное партнерство» возможностью усилить связи с ЕС. Однако Евросоюз не раз подчеркивал, что эта инициатива не поможет Украине получить членство в ЕС. «Восточное партнерство» появилось как попытка ЕС укрепить отношения с бывшими советскими странами, однако оно никогда не было средством расширения. 

Более того, с момента аннексии Крыма Россией и начала войны на Донбассе в 2014, ЕС стал очень осторожным во всех своих действиях по своей восточной границе, чтобы они не были восприняты, как действия против кого-то конкретного, в данном случае против Кремля. 

Как показало соглашение, подписанное на саммите, ЕС пока предлагает своим восточным партнерам пакет помощи, которую они могут либо принять, выполнив условия, либо нет. Украину, в которой реформы и так тормозят, вряд ли такой подход стимулирует. 

Этот материал подготовлен в рамках проекта Reform Watch, который внедряется Media Development Foundation (MDF) в сотрудничестве с Kyiv Post и финансируется Национальным фондом в поддержку демократии (NED).