Разминирование в Донбассе: Обычная работа без права на ошибку

По предварительным данным на Донбассе в течение прошлого и половины 2014 года было ликвидировано более 60 тысяч мин и неразорвавшихся снарядов.

Международная практика говорит, что после года локальных конфликтов необходимо как минимум десять лет кропотливой работы, чтобы привести местность былых боев в надлежащий порядок. 

По предварительным данным на Донбассе в течение прошлого и половины 2014 года было ликвидировано более 60 тысяч мин и неразорвавшихся снарядов. Но это – капля в море, и число жертв подрывов на минах, растяжках и различных устройствах растет. В том же 2015 году в нашей области погибло 30 мирных жителей, из них 4 ребенка, ранены 75 человек. К сожалению, и сегодня скорбная статистика не идет на спад.

Согласно заявке рабочий день в подразделении центра разминирования ВСУ начался с выезда на территорию. Необходимо было проверить проселочную дорогу и ее обочину. Добравшись до места, саперы, выгрузили свой нехитрый «скарб» и группа из четырех бойцов вместе с кинологом приступили к отработке задания. 

Сантиметр за сантиметром с помощью миноискателей буквально прощупывается территория. Впереди, кинолог со своим питомцем. Бельгийская овчарка по кличке Ника, на первый взгляд ее трудно отличить от обычной дворняжки, неожиданно заволновалась, вырвалась вперед, а в густой траве между деревьями остановилась, завиляла хвостом и присела.

– Нике, – признался кинолог Николай, – чуть больше года. И это ее первое боевое задание. Обычно в наших подразделениях «служат» немецкие овчарки и лабрадоры. Но в последнее время саперные части, подразделения по борьбе с терроризмом и наркотикам предпочтения отдают именно животным этой породы. Они хорошо обучаются, послушны, практически никогда не бывают агрессивными.

Собака обнаружила неразорвавшийся фугас. Поскольку обезвредить на месте его было проблематично, после небольшого «производственного совещания» решили с помощью тротиловых шашек подорвать снаряд на месте. Оцепили территорию, приняли меры безопасности. А задачу доставить шашки к месту подрыва поручили роботу – манипулятору. У оператора на экране монитора четко видно путь четырехколесной, почти что «детской»машинки с дистанционным управлением. Груз доставлен по месту назначения, робот разворачивается и по команде оператора возвращается на исходную позицию. Еще раз проверили меры безопасности, отошли на приличное расстояние. По команде раздался взрыв. И хоть морально к этому моменту был готов, но по интуиции коленки задрожали, а уши заложило.

– Этот прибор, – говорит старший группы сапер с позывными «Джиль», – мы получили в рамках международной помощи, которую оказывают различные неправительственные организации, а также Евросоюз и ООН.

Практически еженедельно военным саперам приходится подрывать все «скарбы», которые находят в процессе разминирования территорий не только они, но и сотрудники МинЧС вместе с международными неправительственными организациями. По украинскому законодательству зарубежные организации этим видом деятельности заниматься не имеют права, поэтому оказывают только методическую и консультационную помощь.

В это раз в заброшенном карьере необходимо было взорвать партию из 26 мин и снарядов, выявленных за последнее время армейскими саперами и мчсниками. Некоторые «подарки судьбы» пролежали в земле еще со времен Второй мировой войны, поэтому их осторожно достали из специального автомобиля и бережно, словно ребенка, переложили на дно природного рва.

В фильмах о прошедшей войне саперы пользуются катушками с проводами и взрывной машинкой. Сейчас все радиоуправляемое и дистанционное. Но сами саперы, говорят, старая техника надежнее, и в самых важных операциях продолжают ею пользоваться.

– За последние два года в Донецкой и Луганской областях, – рассказал командир подразделения Сергей, – саперами ВСУ было уничтожено более 120 тысяч тонн боеприпасов, проверено 60 километров дорог и 17 километров железнодорожных путей, обследовано 105 объектов различного назначения. Как правило, мы обезвреживаем снаряды различного калибра от реактивных установок до ВОГ. Поскольку наша работа связана с постоянным риском, то требует хорошей подготовки и внимания и служат у нас в основном контрактники.

Снова проверка норм безопасности, и по команде раздается взрыв. Даже на расстоянии километра от места подрыва было слышно свист разлетавшихся осколков. Но они уже никому беды не принесут. А завтра будет новое задание. И снова обычная работа без права на ошибку.