Проект «Сделано в тюрьме»: вещи ручной работы от албанских женщин-заключенных

Вещи ручной работы, сделанные женщинами-заключенными из тюрьмы «Али Деми», которая находится в Тиране, можно приобрести онлайн.

«Сделано в тюрьме» (Made in Prison) — так называется сайт, на котором можно приобрести вещи ручной работы, сделанные женщинами-заключенными из тюрьмы «Али Деми», которая находится в Тиране. Это единственная женская тюрьма на всю Албанию, она насчитывает 2,8 млн человек.

Проект создан по инициативе  Orkidea  (в переводе с албанского — «орхидея»), местной НПО по защите прав женщин, при финансировании посольства Соединенных Штатов в Тиране. Он  был запущен 8 марта 2019 года и с самого начала поддерживается Министерством юстиции Албании и Главным управлением тюрем.

Представители Orkidea рассказали Global Voices, что по данным на 12 июня в рамках проекта было создано 235 вещей ручной работы, 82 из которых были проданы через сайт и отправлены покупателям из Албании и других стран.

Все средства, полученные от продаж, поступают на личные банковские счета рукодельниц.

Вот что говорит одна из заключенных о том, как проект изменил ее жизнь к лучшему. Ее рассказ опубликован на сайте «Сделано в тюрьме»:

Меня зовут Мира. Я отбываю наказание вот уже два с половиной года. Я многому здесь научилась. То, что мне дали возможность заниматься такой работой, помогло мне изменить свою жизнь. Я снова чувствую себя нормальным человеком. Меня приговорили к трем годам тюрьмы, это было для меня очень сложно, но вы помогаете жить и надеяться.


Сейчас Orkidea оплачивает расходные материалы, но участницы проекта хотят взять на себя хотя бы какую-то часть расходов в будущем, чтобы тем самым превратить проект в жизнеспособную бизнес-модель.

Вот некоторые вещи, которые можно купить на сайте «Сделано в тюрьме».

Сумочка:

Серьги:

Брошь:



По данным Европейской ассоциации обучения заключенных в тюрьмах (EPEA), в Албании существует 23 места лишения свободы. «Али Деми» — единственная исключительно женская тюрьма. Также существует госпиталь для заключенных.

В статье, опубликованной на сайте EPEA, «Али Деми» описывается так:

Там нет тех, кого можно назвать «бандитками», нет тех, кто похищал людей, нет участниц политических скандалов высокого уровня. Многие из них, чтобы было понятно, просто оказались рядом, когда их мужья, братья или сожители совершали преступления. Самое серьезное, в чем обвиняют этих женщин, — проституция, кражи, мошенничество (расхищение средств) и лишь немногие сидят за убийства по семейным обстоятельствам (на бытовой почве).