Президент силы (часть четвертая)

Вначале были опасения, что он станет «ручным» для президента, а в списке фигурантов дел будут отсутствовать «друзья» власти.

Появление патрульной полиции стало одним из заметных достижений за время президентства Петра Порошенко (фото - president.gov.ua)

Петр Порошенко занял пост президента после того, как полномочия главы государства были сокращены. К Конституции в версии 2004 года, которая восстанавливает парламентско-президентскую форму правления, Украина вернулась сразу после Майдана. 


По старой Конституции глава государства мог назначать по представлению премьер-министра членов правительства, то ныне министры, в том числе, глава МВД, назначаются на должность по представлению премьера и их увольняют с должности голосованием в Верховной Раде. Должность Генпрокурора осталась конституционной прерогативой президента. В то же время возможность назначать руководителя СБУ отдали парламенту — но тоже, по представлению президента.

За последние три года в Украине был создан еще один правоохранительных орган — Национальное антикорупцийне бюро Украины, которое забрало у Генпрокуратуры часть полномочий и расследует коррупционные преступления в высших эшелонах власти. Уволить директора НАБУ может как президент, так и парламент. Таким образом, сейчас в Украине существуют четыре правоохранительные структуры, руководители которых, кроме министра МВД, тем или иным образом законодательно зависимы от президента. Но расстановка сил в фактическом влиянии несколько отличается от законодательной.

Из всех правоохранительных органов чаще всего меняли руководителей только в Генпрокуратуре. В первый период президентства Порошенко генпрокурор Виталий Ярема был чужаком в команде президента, не получил полного доверия и Виктор Шокин, вся жизнь которого была связана с ГПУ. Своим стал нынешний генпрокурор — Юрий Луценко. До лета 2015 года действующий генпрокурор возглавлял в парламенте крупнейшую и пропрезидентську фракцию «Блок Петра Порошенко». С президентом у него не только приятельськи отношения — в свое время Юрий Луценко и супруга президента Марина Порошенко крестили ребенка министра информполитики Юрия Стеця. Юрий Луценко также является членом так называемого «Стратегического совета» при президенте — полумифического органа, который нигде не закреплен в законодательстве, но имеет колоссальный вес в украинской политике. Именно на заседаниях этого совета принимаются важнейшие решения, которые позже обретают форму парламентских законопроектов, постановлений правительства или указов президента. 

Директором НАБУ, по результатам открытого конкурса стал Артем Сытник. Вначале были опасения, что он станет «ручным» для президента, а в списке фигурантов дел будут отсутствовать «друзья» власти. Эти опасения начали развеиваться после полноценного запуска работы бюро и расследования «дела Мартыненко» и «дела Насирова», которые напрямую затрагивают нынешнюю власть. На одном из публичных мероприятий директор Бюро Артем Сытник заявил: «нам удалось создать независимый правоохранительных орган». В комментарии РБК-Украина Сытник уточнил, что с президентом у него «нет никаких отношений» и «это — запрещено законом».

Источники в АП говорят, что на первом этапе создания НАБУ они недооценили влияние США. Сейчас много кто говорит о том, что президент действительно имеет влияние на НАБУ. Влияние на Бюро есть у посольства США в Украине. «Есть информация, что все назначения, которые происходят в НАБУ, не ниже уровня руководителя департамента, согласовуются с посольством», — говорит источник в одном из правоохранительных органов. В НАБУ, конечно, это опровергают, указывая на то, что попасть в Бюро можно лишь по результатам открытого конкурса.

Зато на Министерство внутренних дел со стороны президента нет никакого влияния, отмечают в профильном комитете и эксперты. Нынешний глава МВД Арсен Аваков был назначен на должность по квоте «Народного фронта» Арсения Яценюка еще 27 февраля 2014, когда еще не было известно, кто станет новым президентом. Он остался в должности даже после смены главы правительства в 2016 году, когда премьер-министром стал политический союзник президента Владимир Гройсман.

По словам советника министра Зоряна Шкиряка, пока замены Авакову нет, мол, он единственный, кто может возглавлять это министерство. В то же время Шкиряк называет сами разговоры о подконтрольности или не подконтрольности — «бредом». «Министр внутренних дел действительно является представителем «Народного фронта». Его выбрал парламент. И сейчас в парламенте коалиция «Народного фронта» и «Блока Петра Порошенко». Есть министры, представители БПП, есть министры, представители «Народного фронта», других политических сил, вообще не представители той или иной политической силы. Есть коалиция, и это закон так толкует, что коалиция назначает Кабинет министров. Но говорить о подконтрольности или не подконтрольности — это полный бред», - говорит он. В то же время отмечает, что, как главнокомандующий, президент также определяет военную стратегию по привлечению пограничников, нацполиции, нацгвардии, которые входят в систему МВД.

Президент не вмешивается в деятельность МВД. Все, что он делает — дает поручения по каким-то резонансным делам, например, убийству журналиста Павла Шеремета, или принимает участие в праздничных мероприятиях. Но Аваков больше, чем министр. Время от времени появляется информация, что он, то сам создает свою партию, то принимает на себя руководство «Народным фронтом». Он не просто возглавляет министерство, он выстраивает свое политическое будущее. «Президент ненавидит Авакова, потому что министр может сказать президенту «нет», — говорит источник в НФ.

Первый заместитель председателя комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Николай Паламарчук (БПП) считает, что глава государства должен иметь рабочие отношения со всеми, а также должен влиять на все органы, а именно — требовать четкой работы в правовом поле. «Влияния не должен быть, где президент берет под навес и, может, отдает незаконные какие-то указания — это неправильно. Я уверен, что Петр Алексеевич не дает таких указаний и не может давать априори», — говорит он.

В Администрации президента существует Национальный совет реформ. На его сайте, в рубрике «Реформы» указаны направления, которыми он занимается. Среди них отсутствует правоохранительное направление. Интересно, что среди членов совета Арсен Аваков — единственный, кто представляет правоохранительные органы.

Руководитель аналитического центра УХСПЧ Олег Мартыненко отмечает, что Совет реформ — это номинальная структура, роли которой нет ни в координации, ни в продвижении изменений. «Что касается реформы СБУ — там ее нет, не было и в ближайшее время не предвидится, потому что нет никакого движения. МВД — уже написано-перенаписано — роль президента в этом процессе явно негативная, потому что это он привел двух грузин в МВД, которые оказались не украинками, не патриоткам, как они заявляли, а каждая по году отработала по американскому контракту и уехала. Аваков из этого «стриг купоны», так как нажил политические дивиденды. Он был против этого президентского решения и теперь он показывает: видите, что делается, когда некомпетентные люди президента лезут в процесс реформирования». 

Источники в НФ не согласны с тезисом «про купоны». «Навязывание президентом Деканоидзе имело катастрофические последствия: рост преступности, вымывание профессионалов из следствия, назначение каких-то неизвестных людей для отбора новых сотрудников в МВД. Доходило до того, что некоторых следователей освобождали от должности во время расследования дел», — говорит собеседник в НФ. Тогда Аваков должен был работать на два фронта: не допустить отставки Арсения Яценюка и стараться не потерять контроль за министерством. По сути, говорят источники, на приход Деканоидзе министр согласился в обмен на сохранение Яценюка в кресле премьера. Когда Яценюк все-таки ушел в отставку, МВД покинула и Деканоидзе. Сейчас, говорят источники, отношения между Аваковым и Порошенко стали более сдержанными, но все равно — прохладными. Все потому, что до конца не понятно, как будут проходить выборы, кто и как на них пойдет, согласится ли глава государства на уменьшение своих полномочий, будет ли двухпалатный парламент или нет. Поэтому пока, даже те, кто относится друг к другу с подозрением, но находятся у власти, стараются держаться вместе.

По словам директора Харьковского института социальных исследований Дениса Кобзина, хоть президент и его команда и не были активными в реформировании Нацполиции, но он стал одним из тех, кто договаривался про донорские деньги на создание патрульной полиции. В то же время реформа ГПУ должна была быть согласована с реформой Нацполиции, потому две структуры в своей работе тесно взаимосвязаны.

Кроме того, в МВД произошли противоположные реформе децентрализации и передачи на места ресурсов и полномочий тренды. «Под крышей» министерств оказалась национальная полиция Украины, государственная пограничная служба Украины, государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, государственная миграционная служба Украины и национальная гвардия Украины. И этот «монстр» находится не под контролем Петра Порошенко.

Им руководит Арсен Аваков. «Централизация — это шаг назад, который, в лучшем случае, мы отыграем. Нужно понимать, что в этом есть наибольший риск — речь идет не о том, что это сейчас происходит, хотя и это шаг назад, а о том, что мы не знаем, кто придет к власти завтра и послезавтра. Мы можем получить вариант типа Януковича, который завтра придет демократическим путем к власти — какой-нибудь «Янукович-2» — он будет очень рад получить такую ​​махину и такую ​​централизованную систему в свои руки», - говорит Денис Кобзин.


Продолжение следует....

Читайте также:  Президент правительства (часть третья)