Поп-культура вторгается в акции протеста

Белое лицо, саркастическая улыбочка, увенчанная тонкими усами... Маска Гая Фокса, часто также известная как маска Анонимуса, маска Вендетта или маска V, безусловно, самая популярная.

«В различных шествиях множится число людей в масках и гриме, изображающих некоторых известных персонажей. И их выбор редко является чистой случайностью», — пишет журналистка Алиса Блен в  издании Slate. fr.

Белое лицо, саркастическая улыбочка, увенчанная тонкими усами... Маска Гая Фокса, часто также известная как маска Анонимуса, маска Вендетта или маска V, безусловно, самая популярная.

Ее история восходит к XVII веку: Джон Джонсон, чье настоящее имя было Гай Фокс, стал одним из членов Порохового заговора. Тогда группа британских католиков намеревалась взорвать Вестминстерский дворец и таким образом убить короля Якова I, говорится в статье.

В 2008 году Гай Фокс стал ключевым символом группировки хакеров «Анонимус», которые заявили о себе с помощью компьютерной атаки против сайентологической церкви.

Впоследствии члены «Анонимуса» заняли важное место в «арабской весне» в 2011 году, поскольку они помогали гражданам обходить цензуру, установленную в их странах, в частности, в Тунисе. В том же году они также боролись в рамках кампании Occupy Wall Street — «Захвати Уолл-стрит», напоминает журналистка.

Они выдвигали множество требований: борьба с неравенством, критика капитализма, защита животных... По мнению журналистки Норы Буаззуни, специализирующейся на поп-культуре, «неважно, кто протестует, важна причина: посредством этих масок она становится видимой и общественной.

Все же выбор Гая Фокса в качестве международного символа союза против несправедливости можно поставить под сомнение, говорится в публикации.

Как указывает Нора Буаззуни, «правообладателем дизайна этой маски является Time Warner», одна из крупнейших компаний в сфере медиа и развлечений. В результате «когда вы покупаете официальную маску, вы финансируете ее акционеров, что является не вполне революционным жестом.

После успеха испанского сериала «Бумажный дом» (La Сasa de Papel) стали появляться маски с изображением живописца Сальвадора Дали с его длинными тонкими усами и огромными глазами.

В сериале прослеживается история ограбления Королевского монетного двора в Мадриде, бандиты и заложники носят красный комбинезон и эту маску, что позволяет им быть неразличимыми, пишет Slate. ru.

«В акциях протеста использование этой маски символизирует восстание народа против существующего правительства, как это происходит в сериале Casa de Papel», — поясняет журналистка.

Фонд «Гала-Сальвадор Дали», созданный самим художником для сохранения своего наследия, часто напоминает, что он не давал разрешения на использование имиджа Дали в данном сериале, говорится в публикации.

В нашем обществе, где преобладают зрительные образы, «очень сильное воздействие оказывает то, что тысячи людей в телевизоре носят одну и ту же маску», — считает Нора Буаззуни.

«В Гонконге символами мятежа стали многие аксессуары: зонтики, стикеры и маски. Опять же, это связано с поп-культурой. Там часто фигурируют изображения Винни-Пуха, поскольку в графических интернет-мемах телосложение персонажа из мультфильма сравнивается с внешним обликом президента Китая Си Цзиньпина», — отмечает автор публикации.

4 октября глава исполнительной власти Гонконга Кэрри Лэм объявила о принятии закона против масок, чтобы остановить протесты. Сразу же возникли споры по этому поводу, ожесточенность столкновений даже вынудила транспортные компании прекратить свою работу, говорится в статье.

«В Бейруте во время уличных акций протеста появилась новая маска с изображением Джокера с его белым лицом, затемненными глазами и красным ртом, который простирается на поверхность его щек. Очевидно, что такое явление совпадает с выпуском и успехом фильма режиссера Тодда Филлипса, но есть и другие объяснения», — полагает автор статьи.

По мнению писательницы из Ливана Стефани Баз, эта многоплановая страна «постоянно балансирует между французским, арабским и английским языками и всегда включает в себя различные культуры извне». Что касается конкретного выбора персонажа, то это объясняется тем фактом, что Джокер «стал злым, потому что он подвергся насилию: он похож как на ливанских политиков, так и на народ, который не хочет быть злым». В настоящее время проходящие в стране акции протеста в подавляющем большинстве носят мирный характер.

«Присвоение различных персонажей «является средством, с помощью которого обычные люди могут овладеть культурой и даже ее производить», — резюмирует Анна Свит, специалист по взаимодействию между СМИ и потребителями.

Подобно вязаной розовой шапке pussy-hat, ставшей символом женских маршей в Вашингтоне в 2017 году, маски позволяют показать свою принадлежность не столько к конкретному протесту, сколько ко всеобщему бунту, пишет издание.