«Укрзализныця» похожа на кровеносную систему, по которой ежедневно курсирует 250 поездов, в которых едет 500-700 пассажиров. Вместе это примерно 175 тысяч человек. Однако все они беззащитны перед нападающими, насильниками и ворами,
пишет Деловой Славянск.
Как-то у Василия Круша похитили в поезде телефон и портфель, в котором были паспорта и ноутбук. Проводник посоветовал обратиться в полицию на одной из станций.
Каждый день в отделение полиции на всем пути железнодорожных путей обращаются десятки таких, как Василий. По словам начальника национальной полиции на вокзалах Киева Андрея Степанова, следователи берутся за расследование дел, но они ничем не заканчиваются, потому что невозможно установить обстоятельства и лица.
Раньше в каждом поезде ездили патрульные, а преступлениями занималась линейная милиция. В 2015 году подразделение ликвидировали. В МВД тогда пояснили — у следователей совсем мало работы, только по три дела в месяц. В результате начался хаос. Как-то пьяный мужчина держал в страхе поезд Киев-Харьков. Проводницы спрятались в кабине машиниста. Хулигана вытащили из поезда лишь в Полтаве.
И хуже всего — кражи. Каждый отдел полиции имеет свою территорию. Но, если пассажир заснул в поезде и не знает, в каком районе его обокрали, начинается то, что на профессиональном сленге называется пинг-понг — заявителя футболят между райотделами. Из Чопа в Константиновку курсирует поезд, который является рекордсменом по количеству обращений в полицию.
В основном кражи происходят ближе к 3:00-5:00, когда сон самый лучший.
Владимир Шиповалов — рецидивист с 15-летним тюремным стажем. 11 лет назад он бросил уголовные привычки. В поездах, говорит он — преступники работают группами. У них есть ключи от купе, а фиксаторы дверей снять очень просто. Искусные воры работают даже тогда, когда люди не спят.
«Здесь висят крючки, куда вы вешаете свой костюм. Зашел и держишь руки на верхних полках — люди сидят внизу. Ты начинаешь рассказывать, жестикулировать рукой. Больше внимания куда идет? На меня и на руку. А тем временем, я просовываю руку. Я прошел, у меня полностью доступ к вашим вещам», — рассказал он.
По его словам, очень часто воры действуют в сговоре с персоналом поезда: «Если я взял кошелек, мне в любом случае нужно сойти с этого поезда. Это мера безопасности. Ночью есть такие маленькие остановки, где не открывают. И тем самым я остаюсь в ловушке. Но, если у меня есть договоренность с проводником или начальником поезда, у меня естественно есть пути отхода, которые мне предоставят сотрудники этого поезда».
В «Укрзализныце» разводят руками — персонал в четверть миллиона людей проконтролировать невозможно. Руководство уверяет — давно просят МВД вернуть линейную полицию, в ответ слышат предложение — нанимайте коммерческую охрану.
«Полиция нам предлагает купить услуги охраны полиции. Но проблема заключается в том, что железная дорога сейчас не нуждается в услугах охраны. Мы нуждаемся в обеспечении общественного порядка в поездах», — заявил начальник департамента железнодорожных перевозок Александр Красноштан.
Камер видеонаблюдения воры не боятся и они не способны защитить пассажира в этот миг. Это тот самый пинг-понг, перекладывание ответственности — только на высоком уровне. Но в этой игре между ведомствами, всегда проигрывает пассажир.