Почему 2018 год начался с подорожания нефтепродуктов

Судя по всему, это не предел роста. Пока что цены в рознице будет сдерживать традиционное для праздничного периода падение спроса, но уже есть ступени, по которым они смогут уверенно подняться вверх в 2018 году.

Нефть начала 2018 год с очередного ценового рекорда – впервые с 2015 года цена марки Brent поднялась до 68 долларов за баррель. Не радовали и цены на отечественных заправках – все марки топлива в конце декабря – начале января прибавили в цене на 10-90 копеек, в зависимости от марки.

Судя по всему, это не предел роста. Пока что цены в рознице будет сдерживать традиционное для праздничного периода падение спроса, но уже есть ступени, по которым они смогут уверенно подняться вверх в 2018 году.

Почему подорожала нефть?

Цены на мировых рынках подстегнули сразу несколько факторов. На них продолжают оказывать свое влияние договоренности о снижение добычи нефти. Участники соглашения ОПЕК+ придерживались этой политики в 2017 году, и цена черного золота выросла на 18%. В конце ноября 2017 года в Вене страны-экспортеры решили продлить соглашение и на 2018 год. Они справляются с контролем рынка, но бывают и сюрпризы.

Летом 2017 года Ливия и Нигерия, которые входят в ОПЕК, но освобождены от договоренности в рамках ОПЕК+, нарастили добычу, что снизило стоимость нефти. Но потом ее подняли другие причины. После череды ураганов, которые летом обрушились на нефтедобывающие регионы США, спрос и стоимость выросли. Подстегивала их войны и геополитика: референдум о независимости Курдистана осенью прошлого года и перспектива санкций на закупки нефти из него со стороны Турции, разборки в монархической верхушке Саудовской Аравии, в конце декабря боевики подорвали магистральный нефтепровод в Ливии.

С точки зрения геополитики, начало 2018 года тоже оказалось неспокойным. Цены на нефть подстегнули беспорядки в Иране. Они начались 28 декабря и за несколько дней охватили несколько городов, в том числе и столицу – Тегеран.

Какие прогнозы дают аналитики?

Зарубежные аналитики считают, что стоимости нефти в 2018 году будет колебаться в ценовой коридоре 55-62 долл. за баррель. Причем некоторые из них пересмотрели свои прошлогодние прогнозы в сторону увеличения

Goldman Sachs. Банк прогнозирует 62 долл. за баррель нефти марки Brent в этом году и 59,5 долл - в 2019 г. Ранее аналитики ориентировались на другую цифру – 58 долл. за баррель как в 2018, так и в 2019 годах.

JP Morgan. Прогноз банка – 60 долл. за баррель нефти марки Brent. Ранее они прогнозировали цену на уровне 58 долл.

Citigroup. Банкиры считают, что Brent будет стоить 54 долл. Этот прогноз был дан еще до пролонгации соглашения ОПЕК+ на весь 2018 г. Однако после этого в Citigroup прогнозы не пересмотрели.

Barclays. Аналитики инвестиционного банка придерживаются мнения, что в этом году цена барреля удержится на отметке в 55 долл.

Moody's. Рейтинговая компания ориентирует на перепады цены в коридоре от 40 до 60 долл. Там полагают, что предложение на рынке вырастет за счет увеличения добычи сланцевой нефти в Северной Америке.

Bloomberg. Агентство обозначило пять маячков, на которые в этом году будет ориентироваться цена нефти. Первый – увеличение поставок американской сланцевой нефти. Второй – соглашение ОПЕК+ и сокращение добычи в странах, которые его подписали. Третий – геополитические риски. Четвертый – минимальная волатильность рынка, то есть критических взлетов и падений не будет – это тренд последних нескольких лет и ОПЕК делает все, чтобы контролировать рынок. Пятый – влияние спекулянтов. На рынке преобладают "бычьи" ставки, то есть идет игра на повышение.

Что будет с ценами на бензин?

Стоимость нефти и цена топлива в рознице связаны не напрямую, ведь от сырьевых фьючерсов до пистолета на АЗС топливо проходит долгий путь в течение нескольких месяцев. В Украине он особенный, со своими реперными точками. Первая – налоговая составляющая. В 2018 году власть не собиралась ее повышать. Но есть нюанс: акциз уплачивается в евро, поэтому особое внимание следует обратить на вторую реперную точку - курс иностранной валюты. Она важна еще и потому, что 80-85% украинского рынка нефтепродуктов – это импорт. Вспоминаем прогнозы Bloomberg о низкой волатильности мирового нефтяного рынка в 2018 году, которые говорят о том, что серьезных скачков не будет. То есть сохраняется тренд на повышение без последующего обвала цен. Ну а раз стоимость черного золота не рухнет вниз, значит нет причин ждать, что снизится цена топлива на украинских АЗС. Тем более, что тут направление ценам задала отечественная валюта.

2017 год гривна завершила падением с незначительными корректировками. Евро по официальному курсу НБУ с начала декабря подорожал почти на гривну, а доллар на межбанке подорожал с 27,16 до 27,99 грн. Далее ориентируемся на прогнозы Кабмина (исходя из показателей бюджета) и экономистов. Они сходятся в том, что 30 грн за долл. – вполне реальный курс в 2018 г. Причем эксперты обращают внимание, что колебания в районе 28-30 грн мы почувствуем уже зимой. Когда гривна проседает на 10 коп., то уже через неделю появляются основания поднять стоимость топлива на заправках на 7-8 коп. за литр. Дальше вопрос математики: если отечественная валюта уступит доллару 2 грн, то топливо на заправках может подорожать на 1,4-1,6 грн.

Мнение

Леонид Косянчук, эксперт рынка нефтепродуктов:

- Нефть для переработки в Украине мы не импортируем. Свою нефтепереработку мы уничтожили еще во время приватизации, поэтому для нас важны котировки на рынке нефтепродуктов. Рынок нефти и рынок нефтепродуктов коррелируются, но они не синхронизированы. Стоимость нефти, которую мы видим – это котировки фьючерсов на март-апрель, когда продавец продаст, а покупатель купит по определенной цене. Между покупкой нефти и ее переработкой на заводе проходит самое малое 45 суток, потом еще через 20 суток нефтепродукт попадает на биржу. Поэтому цены на нефть нас интересуют, но не волнуют.

Нас с вами, как рядовых потребителей, беспокоят цены на заправках. Когда мы платим на «пистолете», мы должны понимать, что заплатили за всех и все. Мы заплатили государству в виде налогов, а у нас иногда сумма налогов превышает стоимость самого бензина. Государство, не переработав ни одной тонны нефти, получает больше, чем предприятие, которое нефть перерабатывает. Очень удобный бизнес, особенно с учетом акцизов в евро, умноженных на курс НБУ, а сверху еще НДС. А бензин в планах по налогам обозначен в гривне. Так что даже выгодно, когда растет инфляция. Тогда план по сбору налогов выполнен.

То есть на стоимость бензина влияет цена на нефтепродукты на внешнем рынке и безголовость нашего Нацбанка. За последний месяц сложились предпосылки для подорожания по внешнему рынку почти на 70 коп., а благодаря мудрому руководству НБУ – на 90 коп. Итого на 1,66 грн за литр. Только за месяц мы получили подорожание на 43 коп. за литр. Так что есть экономические предпосылки для подорожания как минимум на 1,2 грн.

Но учитываем, что январь-февраль – это депрессивные месяцы. Рынок уже потерял 30% потребления. Если вырастут цены до экономически обоснованного уровня, отток потребителей будет еще выше. Операторы рынка будут сами определять, на сколько им поднимать цены. Есть экономические основания повысить на 1,2 грн , а будут ли они повышать на 1 грн, 50 коп. или вообще не будут – зависит от того, что у них есть на хранении в торговой сети. А там сейчас находятся нефтепродукты с разницей в цене до 50 долл. на тонне. В зависимости от того, как у кого сработал менеджмент, какой запас по оборотным средствам, так и будут строить ценовую политику. Мы сейчас видим, что в равноценных сетях разница может быть на 40 коп.

Источник