В период отопительного сезона в Донецкой области уничтожаются десятки километров лесных массивов.
Сегодня, 7 ноября, впервые после продолжительного тепла столбик термометра опустился нижу нуля. И здесь, даже самым стойким «моржам» без тепла не обойтись. В связи с высокими тарифами на голубое топливо, многие жители частного сектора как в селах так и в городах переходят на отопление твердым топливом. Самым востребованным и относительно недорогим сырьем сейчас являются дрова. А значит, самым прибыльным делом для того, кто ими торгует в этот холодный период года. Мы решили провести небольшое расследование, чтобы выяснить, где берут дрова рядовые граждане и те, кто их продает.
Для начала отправимся в сельскую местность, где во многих домах старой постройки сохранились печи и камины. Большинству селян, даже тем, кто рассчитывает на государственную субсидию, на газ не раскошелиться. Некоторые только для поддержания температуры включают электрические обогреватели, а на пользование газовыми котлами — «табу». Многие обогревают жилища дровами. Для этого сами ездят в лесопосадки с бензопилами и возиками, а кто состоятельнее — на автомобилях с прицепами. «Оплачивать газ нечем, мы пенсионеры оба. Субсидии не будет. Поэтому сказала сегодня своему дедушке (в смысле мужу), чтобы ехал в посадку и заготавливал дрова. Да побольше. Будем печь в доме топить. Не вечно же зиме длиться, как ни будь переживем холода. Уже практически большую часть дров заготовили», — поделилась секретами выживания в селе пожилая женщина.
Во многих дворах селяне уже стопили старые заборы, штакетники и все, что было деревянного в запасе. Пошли в ход и старые неплодоносящие деревья. В городе с заготовкой дров труднее. Их нужно покупать. Откуда же их привозят в города? В последнее время правоохранители завели несколько уголовных дел в отношении черных лесорубов. Недавно задержали в Веролюбовке под Константиновкой группу лесорубов с КАМАЗОм и легковым автомобилем. К прибытию полицейских здесь успели вырубить 18 акаций. А в селе Долгая балка заготовители дров добрались до дубравной рощи и срубили десятки дубов, кроме кленов и ясеней. На днях черных лесорубов поймали «на горячем» в районе сел Русин Яр и Николайполье. Здесь масштабы вырубки были уже гораздо больше. А под Бахмутом бригадир заготовителей леса даже попытался откупиться от предстоящей уголовной ответственности и предложил капитану полиции взятку. Обо всех этих фактах сообщало ГУ Национальной полиции Украины в Донецкой области.
А вот что рассказал изданию заместитель Константиновского отделения полиции Артем Кузнецов:
— Мы отслеживаем любую информацию в плане незаконной вырубки леса. Едва получив «наметки», проводим оперативные рейды и выезжаем на места. Лесорубов задерживаем можно сказать за работой. В последних случаях арестованы пилы, топоры, КАМАЗ и легковые автомобили. Здесь уже видно, что люди не для себя дрова заготавливают, а уничтожают живой лес в промышленных масштабах. Естественно за это предусмотрена уголовная ответственность.
А вот откуда берут дрова те, кто их продает по объявлениям? Являются ли эти продавцы черными лесорубами также? Мы позвонили по одному из объявлений в местном издании. Для начала скажу, что объявлений о продаже дров не густо, найти удалось всего два. Ранее было больше. Так что реакция правоохранителей и экологов, возможно, возымела действие. А возможно, лесозаготовители перешли на подпольный метод ведения бизнеса.
На звонок по телефону ответил мужчина. В наличие есть дрова — дуб, клен, акация и ясень. Пиленые и рубаные по 650 грн. за куб, чурки — 550 грн.. Дрова предлагаются смешанные, в одних партиях больше дуба, а в других акации. «Мы сотрудничаем с Лиманским лесничеством, у нас в Константиновке своя база, сами привозим и выгружаем», — объяснил продавец.
Позвонив по второму объявлению, удалось выяснить, что цена на дрова здесь уже несколько иная, да и лес другого качества. Пиленые по 30 см доски, балки и брус предлагали уже по 500 гривен за куб, а не пиленые по 400 гривен. Выяснилось также, что дрова здесь берут с разборок старых домов. В ход идут деревянные перекрытия, стропила, опалубки, доски. Уверяли, что все не трухлое и пригодное для топки.
Хотелось бы верить, но комментарии экологов неопровержимо указывают на то, что лес рубят — только щепки летят, нещадно и в глобальных промышленных масштабах. Рубят, а затем продают. Как рассказал изданию государственный инспектор по охране природной окружающей среды в Донецкой области Сергей Сирота, в настоящее время проходит судебный процесс по черным лесорубам. Сумма ущерба 107 тысяч гривен. Были неоднократные экологические рейды и задержания совместно с сотрудниками Красноармейского лесничества. Документы по правонарушителям готовы для подачи в суд для вынесения решения.
Ранее сообщалось о том, что в Бахмуте «черные лесорубы» пытались подкупить капитана полиции.
Наталья Марченко, журналист
Специально для ZI