Опытом Литвы поделились за круглым столом в Краматорске

В Советском Союзе, каждый тайно или наяву завидовал гражданам прибалтийских стран: их культуре общения и информированности, уровню жизни и модели поведения. После развала «Колосса на глиняных ногах» именно страны Балтии нашли в себе мужество раз и навсегда отказаться от «совка» и его наследия. А мы четверть века, находясь в состоянии «чуть-чуть беременности», постоянно оглядываемся назад- «как бы чего не вышло».

В Советском Союзе, каждый тайно или наяву завидовал гражданам прибалтийских стран: их культуре общения и информированности, уровню жизни и модели поведения. После развала «Колосса на глиняных ногах» именно страны Балтии нашли в себе мужество раз и навсегда отказаться от «совка» и его наследия. А мы четверть века, находясь в состоянии «чуть-чуть беременности», постоянно оглядываемся назад- «как бы чего не вышло».


Но, похоже, лед тронулся. Начинаем учиться жить у тех же прибалтов, осваиваем их уроки. Поэтому неудивительно, что «круглый стол» в Краматорске на тему «Евроинтеграция как инструмент эффективного развития местного самоуправления: опыт Литвы» вызвал огромный интерес как у журналистской братии, так и среди общественников.


-Проведение реформы местного самоуправления,-сказала вдохновитель идеи проведения такой встречи Наталья Казеннова, которая сегодня покинув Донецк, руководит проектами литовской негосударственной общественной организации «Восточноевропейское сотрудничество»,-децентрализация власти - шаги, без которых невозможно европейское будущее Украины.
Литва избрана потому что она когда-то находилась в аналогичных условиях. Имела статус постсоветской республики, которая зависела от России в экономике, энергетике, не знала других рынков сбыта продукции.


- Сегодня ситуация,-завершила вступительную речь Наталья,- коренным образом изменилась. Литва провела успешные реформы, какие мы можем имплементировать в Украине.
Прошедшие в нашей стране выборы Арнольдас Абрамавичус, вице-президент Комитета регионов Евросоюза и член рабочей группы по Украине в целом оценил очень хорошо. Единственный минус-избиратели в большинстве своем не знали конкретно за кого голосовать и свой гражданский долг выполняли по привычке или по интуиции.
-Информации должно быть больше,-сказал литовский гость,-в коридоре, на участках с фотографиями, с программами, избиратель должен иметь четкое представление кого и в какие Советы он избирает.


- Низкую явку,-продолжил далее господин Арнольдас,-я не считаю плохим показателем. У нас так тоже происходит. Плохо то, что у людей большое разочарование в любой власти. Но как бы там ни было, а сам факт проведения честных и прозрачных выборов, это уже показатель того, что вы находитесь на правильном пути.
В Литве реформу местного самоуправления провели еще в 1995 году. Тогда 600 объектов местного самоуправления превратились в 56 муниципалитетов, которыми руководит мэр. Он назначает старосту на местах и спрашивает с них за работу. В Латвии подобное сотворили уже в нынешнем веке перед вступлением в ЕС.В 2009 году 595 общин у них превратились в 119 громад. Одно самоуправление там рассчитано на 23 тысячи жителей. Хотя по нормам ЕС жизнеспособное самоуправление не должно объединять меньше восьми тысяч жителей. В ином случае попросту не окажется достаточного экономического ресурса для развития громады, а это главный принцип самодостаточных субъектов.
-Нужно понимать,-продолжил вице-президент Комитета регионов Евросоюза,-что путь реформ-процесс очень длительный. За один год невозможно сделать то, что не выполнялось десятилетиями.
Европе свойственен принцип многоуровневого управления-общеевропейский, государственный и местная региональная власть, которая сотрудничает не с национальной властью, а с европейской на уровне Еврокомиссии и Европарламента. Это поддержка очень важна, поскольку иногда государство не уделяет необходимого внимания органам местного самоуправления. К тому же региональная политика ЕС направлена на выравнивание потребительских возможностей между большими и маленькими субъектами. Это показатель не только уровня жизни, но и развития бизнеса.
-Общеевропейская цель,-подытожил сказанное господин Абромавичус,-создать такие условия, чтобы на каждого жителя регионов приходилось семьдесят пять процентов ВВП. И Украина должна стремиться к таким показателям.
Децентрализация сегодня уже приносит свои плоды. К примеру, Краматорск дополнительно к бюджету за полгода получил 50 миллионов гривен, которые пойдут на развитие инфраструктуры и объекты соцкультбыта. Но это многотысячный мегаполис, а как быть маленьким селам? Проблема ведь не в том, что государство не может дать им средства, а в том, что такие субъекты не могут их получить, поскольку нет инструмента для взимания налогов или сборов. Ведь если в селе, к примеру, нет АЗС, то топливный сбор пройдет мимо кассы громады. Но даже если такой объект и есть, то зарегистрирован он как правило в большом городе, куда и идут отчисления. Громаде достанутся только крохи от платы за аренду участка, на котором этот объект расположен.
На этой особенности акцентировал внимание Валерий Кочуев, председатель правления Донецкой областной общественной организации «Агентство развития местного самоуправления».
-Объединение территориальных громад,-подчеркнул Валерий Кочуев,-это инструмент с помощью которого создается поле для реализации возможностей. А возможности громады должны реализовывать самостоятельно.
Все это так, но в любом оркестре даже самый лучший инструмент не зазвучит без усилий дирижера. Громадам нужны умные, целеустремленные, умеющие видеть перспективу лидеры. Но, судя по предварительным результатам трех созданных громад в Славянском и Краснолиманском районах, новых людей в их управлении будет не слишком много. Так что опять наступаем на грабли ?