О непростой доле и скитаниях переселенцев из зоны АТО в Одесской области

О том, как живут переселенцы из Донецкой области после двойного переезда, узнавала корреспондент областной газеты «Знамя Индустрии».


Редакция «Знамени Индустрии» всегда позиционировала себя как социально ответственное издание, которое поднимает общественно значимые и болезненные вопросы Донецкого края. Поэтому мы не могли пройти мимо судеб людей с ограниченными возможностями, которых доля в начале из охваченного огнем Донбасса забросила под Одессу, а потом, из-за отсутствия финансирования со стороны государства, заставила вернуться на малую родину

Мы решили разобраться на месте, и посмотреть как живут наши люди на другом конце Украины. То, какими увидела переселенцев в Одесской области наш корреспондент - ниже в материале.


Два года назад город Одесса стал больше на тридцать тысяч жителей. Это люди, которые в результате военного конфликта приехали из Донбасса. Большинство переселенцев прижились и считают себя одесситами. Сложнее всего пришлось инвалидам, которых принял санаторий «Куяльник».


Как временное жилье для инвалидов-переселенцев стало постоянным и что из этого вышло

С лета 2014 года в санатории жили почти пятьсот человек. Никто не мог предположить, что временное пристанище станет для инвалидов-колясочников постоянным. Проблемы начались, когда руководство санатория заговорило о деньгах. Платить никто не хотел, ни переселенцы, которые рассчитывали на помощь государства. Ни государство, которое сняло с себя все финансовые обязательства по отношению к проживанию их в «Куяльнике».

Фото: Санаторий Куяльник входит в курорт с одноименным названием и находится в черте Одессы
Справка:

Санаторий «Куяльник» расположен в черте Одессы и входит в курорт с одноименным названием. Старейший в Украине, уникальный по своим целебным свойствам грязевой курорт насчитывает уже почти двести лет. Номер эконом-класса с проживанием, птанием и лечением стоит 400 гривен в сутки. С начала года Одесская облгосадминистрация задолжала санаторию около одиннадцати миллионов гривен. На собрании трудового коллектива было принято решение, касающееся переселенцев. До первого октября инвалиды и члены их семей должны были освободить комнаты.



Фото: Директор санатория Куяльник, Араик Погосян
«Мы сделали то, что сделали, – говорит Араик Погосян, директор санатория «Куяльник», – после того, как перестало поступать финансирование, мы экономически не можем держать этих людей бесплатно. Тем более, что уже два года они получают денежную компенсацию от государства. Из 470 инвалидов, которые проживали в санатории, только 70 изъявили желание оплачивать свое пребывание».

Квартирный вопрос: переселенцы наступили на больной мозоль коренных одесситов

Людей с ограниченными физическими возможностями никто не выкидывает на улицу. Вопрос с расселением переселенцев-инвалидов на контроле у областных и городских властей. Активно помогают общественные организации. В Котовском районе есть село с дорогим для каждого украинца названием Борщи. В Борщах на средства Евросоюза отремонтировано целое общежитие, которое полностью приспособлено под потребности инвалидов. Есть пандус. Сельский совет готов принять у себя переселенцев, которым пришлось оставить санаторий «Куяльник». Желающих уехать за пару сотен километров от областного центра пока не нашлось.


Фото: Зинаида Цвиринько (на фото слева), знает о переселенцах все и даже больше

По словам вице-мэра Одессы Зинаиды Цвиринько, переселенцам так понравился мягкий климат города у моря, что они категорически отказываются покидать его пределы. «Мы делаем для людей из Донецкой и Луганской области очень многое, но предоставить жилье в самой Одессе, к сожалению, невозможно», – комментирует Зинаида Николаевна.

Часть людей вернулась на родину в Донецкую область. Колясочников согласился принять санаторий «Святые горы». Часть устроилась в Одессе и около семидесяти инвалидов до сих пор находятся в «Куяльнике», но эта цифра с каждым днем уменьшается.


Фото: Центр психологической помощи на улице Красной сал новым домом для шести инвалидов-колясочников из Донбасса

Несколько семей инвалидов-колясочников разместил у себя «Центр психологической помощи» на улице Красной. Этих людей объединило одно обстоятельство. Все они жили в «Куяльнике», смогли найти работу на одном предприятии и платили за себя в санатории. Как сказал директор Центра, Вадим Дудко, именно желание инвалидов работать и самостоятельно адаптироваться на новом месте, стало решающим аргументов при размещении их в Центре психологической помощи, который, между прочим, расположен всего в нескольких сотнях метров от моря.

Одна проблема на три судьбы

Елена с сыном приехала из Бахмута. Летом 2014 года город назывался Артемовском. Сейчас это мирный город, который находится на территории, подконтрольной Украине, но она не хочет ехать домой: «Я уже привыкла здесь. Не хочу начинать все сначала».

У Елены была работа в Донецке, которая теперь потеряна для нее на долгое время. Уезжать в никуда женщина не захотела, тем более, что в Одессе ей и сыну удалось найти подходящую работу. Елена оказалась в числе шести инвалидов-колясочников, которые работают операторами видеонаблюдения в стивидорной кампании «ТИС». Один из видов деятельности кампании грузовые работы в портах.

Мать и сын быстро нашли работу в Одессе, а вот с жильем не повезло. Сначала «Куяльник» из которого их попросили съехать. Теперь Центр на улице Красной, без пандуса, с узкими лестничными проемами.


Фото: Маргарита вместе с братом переехала из Донецка, а их мама и бабушка оказались в России
Маргарита из Донецка оказалась в инвалидной коляске в результате несчастного случая. Девушка выпала из окна третьего этажа. В родном городе у нее была возможность получать реабилитацию. Она занималась танцами, врачи давали надежду на восстановление. Как и многие дончане, Рита летом 2014 выехала из города. Ее дом находился в Октябрьском районе, который обстреливался чаще всего.

Семья девушки разделилась. Мама с бабушкой оказались в России, а Рита с братом уехали в Одессу. Там они поселились в санатории «Куяльник». Два года комната на двоих с братом была их домом. Рите повезло, она нашла работу и платила за себя в санатории. Свет и воду в их комнате не отключали. Но пришло время и ей все равно пришлось оттуда уехать. «Я понимала, что это рано или поздно закончится. Хотелось стабильности, чтобы было свое постоянное жилье, – говорит девушка. В Центре на улице Красной Рита с братом получили комнату на втором этаже. Но это жилье тоже временное.

Несмотря на двойной переезд и инвалидность, Маргарита не унывает. Но есть одно препятствие, которое омрачает жизнь девушки: «Мы живем на втором этаже. Условий для инвалидов в здании нет. Фирма, где я работаю, перестраивает под наши потребности туалет и даже оборудовала рабочие места на нашем этаже. Но пока нет пандуса и лифта-подъемника, мы заложники ситуации. Очень тяжело подниматься и опускаться на второй этаж в коляске. Без помощи брата я этого делать не могу».


Фото: Ирина Корниенко из Луганска мечтает о собственной квартире в Одессе

Семья Ирины Корниенко переехала из Луганска. Ирина инвалид с девятого класса. Но, несмотря на это, инвалидом женщина себя не считает. Смогла создать семью и родить сына. Когда первые снаряды упали в центре города, маленький Миша пошел в первый класс.

Ирина вспоминает: «Мне позвонила классная руководительница сына и попросила срочно забрать ребенка из школы, неподалеку шла перестрелка. Я растерялась, как смогу это сделать на коляске? Общественный транспорт не ходит, да и пока доберусь, уйдет много времени!».


Фото: Первый учебный год маленького Миши начался в Луганске под обстрелами 
Женщине помогли друзья. На своей машине они привезли мальчика домой, и семья Ирины сразу приняла решение уехать из Луганска в безопасное место. Их вывезли волонтеры. Так, с матерью и сыном, она оказалась в «Куяльнике». Два года жизни на чемоданах не выдержит и здоровый человек. Постоянный страх, что завтра придется снова собирать вещи и переезжать, превратил жизнь семьи Ирины Корниенко в существование.

В новой комнате на улице Красной, куда они только что переехали, Мама Ирины, сидела на своей кровати и отрешенно смотрела в окно: «Я устала от переездов, нет сил разобрать вещи, я устала от всего!».

«Дома я перестроила квартиру под свои потребности. Сделала широкие двери, чтобы могла пройти коляска, приспособила санузел. Я готова отдать свою «трёшку» в Луганске, чтобы государство выделило нам с сыном квартиру в Одессе, – говорит Ирина, – здесь мы ютимся в одной комнатушке, и быт оставляет желать лучшего».


Фото: Я устала от переездов, у меня нет сил разобрать вещи, нет сил ни на что - говорит мама Ирины
Дважды переселенцы считают себя новыми одесситами

И все же этим трем женщинам повезло больше других. В «Куяльнике», после того, как администрация лишила инвалидов света, воды и тепла, они имели все блага цивилизации благодаря своей работе. Но и это не спасло переселенцев от выселения. Второй раз нашим землякам пришлось искать себе дом.

Кампания «ТИС» не оставляет своих особенных сотрудников в беде. Офис из «Куяльника» перенесен в Центр на Красной, заканчивается ремонт туалета. Осталось построить подъемник, на который инвалиды-колясочники возлагают большие надежды. Обрели ли наши земляки стабильность и уверенность в завтрашнем дне это вопрос спорный. Но свое будущее все три героини связывают только с Одессой.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Голос місцевих ЗМІ: професійні стандарти та етичні у висвітленні конфліктів» при поддержке ЕС.