Мусорный закон: Почему сортировка бытовых отходов не работает и за это некого наказывать

Так что с Нового года ничего не изменилось - количество контейнеров во дворах осталось прежним, а даже тот мусор, который украинцы аккуратно раскладывают в разные емкости, потом сбрасывают в один мусоровоз и отправляют на свалку.

С 1 января 2018 года вступили в силу законодательные изменения о сортировке и переработке мусора, за которые Верховная Рада проголосовала еще в 2012 г. Но оказалось, что нескольких лет недостаточно, чтобы запустить процесс переработки бытовых отходов. Значит, нет и практического смысла в сортировке бытовых отходов по фракциям - сухие - мокрые, опасные - подлежащие переработке и т.д.

Так что с Нового года ничего не изменилось - количество контейнеров во дворах осталось прежним, а даже тот мусор, который украинцы аккуратно раскладывают в разные емкости, потом сбрасывают в один мусоровоз и отправляют на свалку. Как должна была заработать схема по сортировке бытовых отходов, почему ее так и не удалось запустить и получится ли сделать это хоть когда-нибудь?

Что вступило в силу?

С 1 января 2018 года заработали новые формулировки и расширены уже имеющиеся в Законе Украины «Об отходах»: сортировка отходов, операции с  отходами как вторичным сырьем, обращение с отходами, услуги по переработке и захоронению отходов и т.д. То есть граждане должны начать предварительную сортировку мусора, местные власти - обеспечить населенные пункты контейнерами для разных фракций бытовых отходов, а за нарушение предусмотрено наказание.

Такое обращение с бытовыми отходами соответствует требованиям Евросоюза - рамочной Директиве об отходах, Директиве об опасных отходах, Директиве о всеохватывающем предотвращении загрязнения и его контроле. В 2012 г. внесли корректировки и в Кодекс об административных правонарушениях о штрафах за захоронение непереработанных бытовых отходов. За это нарушение с граждан должны взимать штраф в размере от 20 до 80 необлагаемых налогом минимумов (340 - 1360 грн), с должностных лиц, граждан-субъектов предпринимательской деятельности - от 50 до 100 необлагаемых налогом минимумов (850 - 1700 грн).

Как должно работать?

В законе «Об отходах» есть размытая формулировка «сортировка отходов» - механическое распределение отходов по их физико-химическим свойствам, техническим составляющим, энергетической ценностью, товарными показателями. Это первое действие в процессе обращения с отходами, которое и должны осуществлять украинцы. Есть принятая в 2011 году и действующая на данный момент Методика раздельного сбора бытовых отходов:

  • крупногабаритные и ремонтные отходы должны собирать в контейнерах на спецплощадках с твердым покрытием;

  • - опасные отходы собирают в красные контейнеры с тем, чтобы потом передать их специализированным предприятиям, которые имеют лицензию на проведение операций по обращению с опасными отходами;

  • - жидкие бытовые отходы хранятся в выгребных ямах и вывозятся не реже чем один раз в шесть месяцев;

  • - для твердых бытовых отходов предусмотрена следующая классификация: органическая составляющая, которая легко подлежит гниению; бумага и картон; полимеры; стекло; бытовой металлолом; текстиль; дерево; опасные отходы в составе бытовых; кости, кожа, резина.

По идее, для каждого вида отходов во дворе дома должен быть отдельный мусорный контейнер или хотя бы необходимый минимум - контейнеры для таких фракций, как пластик, стекло и бумага, учитывая их высокую процентную долю в общей массе.

В законе «Об отходах» (статья 35-1) вертикаль по обращению с отходами описана следующим образом:

  • - жилые массивы должны быть оборудованы контейнерными площадками, урнами для бытовых отходов;

  • - собственники или пользователи источников возникновения бытовых отходов (по закону, источники - это, в том числе, и жилые дома) обеспечивают раздельный сбор твердых бытовых отходов и составляют договор с исполнителем услуг по их вывозу;

  • - раздельный сбор должен проходить в соответствии с методикой, которую утверждает центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование госполитики в сфере ЖКХ. То есть Минрегионстрой;

  • - сбор и вывоз бытовых отходов осуществляет юрлицо, уполномоченное на это органом местного самоуправления на конкурсной основе.

Цепочка более или менее ясна, а Кабмин довольно четко формулирует, кто отвечает за сортировку. В ноябре 2017 года Кабмин утвердил Национальную стратегию управления отходами до 2030 год. Вот цитата из нее:

В Украине функционируют 460 городов, около 500 районов, 885 поселков городского типа и 28 388 сел, органы местного самоуправления которых полностью отвечают за организацию предоставления услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами


Так что если с 1 января во дворах жилых домов не появились контейнеры, спрашивать следует с органов местного самоуправления: сельские, поселковые и городские советы и их исполкомы, областные и районные советы.


Кстати

66% украинцев не сортируют отходы именно потому, что нет контейнеров для раздельного сбора. В то же время 85,5% готовы сортировать мусор, если для этого будут надлежащие условия. Почти 29% украинцев готовы сортировать отходы на две фракции - сухую и мокрую, а почти 49% - на 3-4 разные фракции. Таковы данные опроса Фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива», проведенного осенью 2017 г. по заказу ОО «Экология — Право — Человек».


Почему сортировка необходима?

В Национальной стратегии управления отходами Кабмин приводит красноречивые цифры: в 2016 году были переработаны только 5,8% бытовых отходов, а остальные находятся на полигонах и свалках, которых в стране почти 5,5 тыс. Для сравнения, в европейских странах перерабатывают около 60% бытовых отходов.

Для того чтобы обеспечить такой результат, нужна инфраструктура - мусоросортировочные линии и мусороперерабатывающие заводы. Тут дело нужно начинать практически с нуля, потому что в стране единицы таких мощностей. До тех пор пока они не появятся, сортировка мусора гражданами - это полумера. В Национальной стратегии указано, что в 2023 году удастся выйти на 15% переработки, если 23% украинцев начнут сортировать мусор. В 2030 году перерабатывать смогут 50%, если сознательных граждан будет 48%. Но есть оговорка о том, что для этого необходимы те самые мощности по переработке.

Чтобы сложилась идеальная картинка, нужно 60 мусороперерабатывающих предприятий, 200 перегрузочных и сортировочных станций и 250 центров по сбору отходов. Планы космические, но сейчас отрасль в нулевом состоянии и не заметно желание ее развивать. Именно поэтому эксперты очень скептически настроены относительно планов по сортировке бытовых отходов.

Изначально все глупо сделано. Зачем сортировать мусор, если его негде перерабатывать? Если сортировать, то только фракции - вредные вещества: батарейки, ртутные лампочки, термометры. То есть те вещи, которые принципиально нельзя выбрасывать на свалки, их нужно или перерабатывать, или захоранивать, - говорит директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. - Пластик занимает 80% мусора. Но его перерабатывать негде. Тогда какой смысл его сортировать? Увеличили штрафы за захоронение непереработанных отходов. А кто будет составлять протоколы? Изначально закон имел массу недостатков. Законодательством должна заниматься группа людей, которая хорошо разбирается в этой проблеме. Но этим делом заниматься некому. Национальная стратегия и любая стратегия в нашей стране - это чепуха. Я знаю миллион стратегий, и ни одна не работает. Тут просто нужно предоставить льготы бизнесу, который занимается или хочет заниматься переработкой отходов. После этого процесс пойдет. Тогда не будут рубить лес и продавать его в Европу, а займутся отходами, потому что их у нас полно


Анна Гончаренко

Источник