Всем знакома такая ситуация: муж с женой разводятся. Те, кто проходил через это, понимают, насколько болезненным бывает процесс. Кипят эмоции, хочется, как можно больнее сделать бывшей второй половинке.
– Ко мне на прием пришла одна горожанка, – рассказывает ситуацию из практики медиатор Анна Букреева. С нею и еще несколькими ее коллегами мы встретились в Бахмутском филиале Донецкой торгово-промышленной палаты. – Муж ушел к другой. Супруга подала на алименты. И хоть отец ребенка вполне состоятельный человек, официально он зарабатывает минималку, соответственно с этой суммы и были начислены алименты. Возмущенная жена хотела привлечь бывшего к уголовной ответственности. Когда я задала ей вопрос: «А как эта судимость отразится на будущем вашего ребенка?», она задумалась. Я предложила решить вопрос не в суде, а на сеансах медиации. Они оба согласились. Так нам удалось снять их претензии друг к другу. Ведь во время работы мы искали обоюдовыгодные условия разрешения конфликта. Это основная разница от решения споров в суде. А в итоге каждый получил свое: муж – не запятнал свою репутацию, жена – большую материальную поддержку.
То есть главная суть процесса медиации – дать двум оппонентам услышать друг друга. И найти такой выход из ситуации, чтоб двоим остаться в выигрыше.
– Медиация – примирения конфликтующих сторон через добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица (посредника), – вступает в разговор директор Центра медиации Донецкой ТПП Елена Жорник. – При этом он не является ни судьей, ни арбитром и, что самое важное, не принимает решений (это отличительная особенность медиации, например, от третейского суда). Заключение об урегулировании разногласий принимают сами стороны, задача медиатора – лишь помочь им найти взаимовыгодное решение. А после составить договор, который решил конфликтную ситуацию.
Оставаться хладнокровным в некоторых ситуациях бывает непросто. Этому искусству обучают на специальных курсах, организованных при поддержке Европейских доноров. В Донецкой области на базе Торгово-промышленной палаты подготовили двадцать медиаторов.
Поскольку этот процесс сугубо конфиденциален, то никакой статистики по количеству решенных дел таким способом никто не ведет. Специалисты лишь заметили, что пока больше всего к медиаторам обращаются представители бизнеса.
– Связано это, прежде всего, – поясняет Елена Жорник, – что многие европейские партнеры привыкли только так решать трудовые споры и другие конфликты. На Западе фраза «Встретимся в суде» изживает себя.
А пока мы к этому только идем, навыки решения конфликтов мирным путем, как считают сами медиаторы, полезны многим специалистам, работающими с людьми. Например, Анна Букреева собирается на волонтерских началах обучить основным прием госслужащих, переселенцев и всех заинтересованных граждан.
- Эвакуация: Сколько остается детей и взрослых в Константиновке, Ильиновке и других пунктах области
- Обострение ситуации в Донецкой области: Одна из громад вывозит документы
- В Украине изменят стандарты светофоров: Стрелки и один из цветов будут другими
- Демографический кризис в Дружковке: население продолжает сокращаться