В Китае сделали реальным онлайн-обучение в школах, возможность купить все, не выходя из дома, и готовность медицины реагировать. Но способен ли весь остальной мир выдержать испытание коронавирусом, как это сделали в Китае?
На конференции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) от 30 января 2020, когда коронавирусная инфекция, получившая позднее название Covid19, впервые была объявлена глобальной угрозой, глава ВОЗ следующим образом пояснил позицию организации о повышении уровня глобальных рисков: «Основной причиной мотивирующей нас поднять уровень угрозы до глобального уровня является не то, что происходит в Китае, но скорее то, что происходит в других странах. Основными рисками в данной ситуации мы считаем распространение вируса в страны с более слабыми системами здравоохранения». Об этом сообщает
Новое Время.
Состоянием на 29 февраля 2020 года, во всех регионах КНР зафиксировано 573 новых случая заражения Covid19, причем только три случая были зафиксированы за пределами провинции Хубей, где расположен эпицентр эпидемии. Для сравнения, 1 февраля 2020 в Китае были подтверждены 2590 новых случаев, из которых 669 были зарегистрированы вне провинции Хубей. Очевидно, что Китай достиг большого прогресса в купировании эпидемии в границах одного региона. Примечательно также, что из трех зафиксированных 29 февраля случаев вне Хубея, два произошли в Пекине и, по сообщениям местных СМИ, «имеют иностранное происхождение», то есть инфицирование людей произошло за пределами Китая.
В условиях разрастания эпидемии за территорию страны, становится ли Китай, накопивший значительный клинический опыт, сформировавший огромные силы реагирования и настроивший систему социального обеспечения под условия эпидемии, наиболее безопасной страной для пребывания?
В этой связи хочется процитировать слова главы департамента респираторных заболеваний Центра по контролю и профилактике заболеваний США, которая на конференции 21 февраля 2020 заявила — «мы не исключаем возможности того, что в какой-то момент карантинные меры применяемые в Китае могут быть использованы и у нас». Смогут ли страны с другими социальными системами, инфраструктурными условиями и экономическим устройством, достигнуть того же уровня массового социального дистанцирования на достаточно длительный период, чтобы «задушить» вирус. Давайте разбираться.
Социальное дистанцирование
Основным средством борьбы с инфекцией стали карантинные меры. Социальные контакты ограничены до минимума.
Например, рестораны Шанхая либо перешли на обслуживание через доставку еды по онлайн заказам, либо обслуживают посетителей в строгом режиме «один человек — один столик». Посетитель обязан при этом быть в маске всё время пребывания в ресторане, кроме времени непосредственного приёма пищи.
Другой пример, ограничение на посещение домовых комплексов. В Китае большинство жилых помещений объеденены в комплексы с единым административным управлением. Например, один из крупнейших жилых комплексов в Шанхае, Brilliant City, насчитывает до 30 тысяч жителей. Комплекс представляет собой десятки 36-этажных домов, объединенных единой ограждённой инфраструктурой, централизованными въездами, общей придомовой территорией. В настоящий момент въезд на территорию комплекса осуществляется только по пропускам жителей. Вход посторонним строго воспрещён. Въезды и выезды на территорию происходят через единую точку, на которой проверяют пропуска и измеряют температуру тела. В точно таком же режиме происходит управление домовых территорий по всему городу — администрации жилых территорий отвечают за свои участки, которые насчитывают сотни и тысячи жителей. Как уже упоминалось выше, такие жилые комплексы всегда огорожены, что обеспечивает эффективность карантинных мер.
Совершенно с другой стороны социальное дистанцирование обеспечивается за счёт переведения базовых социальных институтов на дистанционное обеспечение. Для предотвращения «необязательного посещения» лечебных учреждений развернута широкомасштабная кампания по предоставлению услуг телемедицины через мобильные приложения. Работа учебных учреждений также переведена в онлайн. Со 2 марта в Шанхае восстанавливается работа всех школьных учебных заведений посредством телеобучения. Уроки конкретного класса транслируются через цифровой сигнал и доступны на обычном телевизоре/компьютере, а интерактивность обучения достигается через дополнительное онлайн-приложение, в котором ученики одного класса осуществляют совместную работу после прослушивания очередного урока по телевизору.
Наконец, развитая инфраструктура электронной коммерции действительно позволяет людям минимизировать своё взаимодействие с внешим миром. Доставка продуктов питания из супермаркетов, заказ еды, покупка непродовольственных продуктов — всё обеспечивается через интернет. Китайское общество почти десять лет оцифрованно и безналично. Совершение всех оплат через мобильное устройство давно превратилось в рутину не только для продвинутой молодёжи, но и для возрастных пользователей, использование наличных денег уже давно свелось к минимуму.
Эффективный учёт заболеваемости
Сообщение через мобильное приложение предупреждает читающего «вчера человек с подтверждённым инфицированием COVID19 находился в следующих местах: 1) 12:15—13:45 находился в метро, линия 2, проезжал через станции А-В-С, 2) далее перемещался через площадь Д и находился в торговом центре Ж в торговых площадях З и И с 14:15 до 15:00. Карантинная служба проводит мероприятия по установлению всех контактировавших с заболевшим». Наиболее разветвленная сеть камер наблюдения по городам в мире, позволяет идентифицировать буквально каждого человека, который мог контактировать с заболевшими.
Именно так происходит борьба с распространением вируса в городах Китая. Глобальный контроль за передвижением и тотальный учёт. Особенное значение приобретает учёт прибывающих в город, ведь именно новоприбывшие из регионов являются основной угрозой. Для учёта возвращающихся в города жителей используются мобильные приложения. Новоприбывший регистрируется в приложении через QR код, отвечая на ряд вопросов, на основании которых ему присваивается соответствующий уровень риска. Возвращающиеся из регионов с высоким риском заражения (таких как провинция Хубей) подвергаются принудительному карантину в течение 14 дней. Причём для обеспечения карантинного режима, такие граждане буквально изолируются в своих квартирах. Питание и продукты базовой необходимости поставляются администрациями районов.
Обеспечение здравоохранения
В самом начале эпидемии, Министерство финансов и Национальная комиссия здравоохранения КНР совместно выпустили «Уведомление о политике гарантирования финансирования для профилактики и борьбы с новой коронавирусной инфекцией и пневмонией», в которой содержится уведомление о внедрении политики субсидирования расходов на лечение пациентов. Согласно постановлению, индивидуальная часть оплаты лечения заболевших Covid19, за вычетом страхового покрытия, осуществляется за счёт государства. Таким образом, лечение Covid19 пациентов в Китае происходит совершенно бесплатно.
Важным компонентом системы здравоохранения является материальное обеспечение. К счастью, у Китая есть очень развитый рынок биотехнологий. На сегодняшний момент, уже десятки локальных производителей зарегистрировали молекулярные тест-системы для обнаружения Covid19, объемы выпуска которых составляют миллионы единиц в неделю.
Критически важным также является то, что у Китая уже есть мобилизированная армия медицинских работников, которая очень хорошо оснащена в том числе высокочастотными аппаратами вентиляции лёгких и оксигенаторами или ЭКМО. В частности, ЭКМО — это последний и наиболее дорогой способ реанимации больных, лёгкие которых уже отказали, ЭКМО выступает в качестве искусственного лёгкого. На конец 2018 Китай имел порядка 500 таких аппаратов. В период эпидемии государство тратит колоссальные усилия на увеличение арсенала ЭКМО в пострадавших регионах. Так, всего несколько дней назад местные СМИ сообщили о поступлении 16 новых ЭКМО аппаратов в Ухань из Франкфурта.
Пример Китая и возможности других стран
Возможности стран в борьбе с вирусом зависят от очень многих факторов, таких как уровень развития экономики, социальное устройство, уровень инфраструктуры городов и транспорта.
Далеко не каждая страна способна обеспечить условия социального дистанцирования просто в силу того, что административное обслуживание домовых территорий не может гарантировать надёжный учёт движения, потому что продукты питания не поступят к порогу вашего дома через полчаса после размещения заказа, потому что не существует готовых мобильных приложений, охватывающих почти всё население, по которым можно обеспечивать эпидемиологический учёт. В Китае это всё есть.
Также у Китая есть работающая национальная программа здравоохранения, в которой основным стратегическим направлением является всеобщее обеспечение населения доступными медицинскими средствами. Начиная с 2000-ных, медицинское обслуживание в Китае основано на страховом обеспечении. Так, если стоимость молекулярного ПЦР теста на коронавирусную инфекцию составляет в среднем 200 юаней или 28 долларов США, городскому жителю, имеющему базовый страховой план, порядка 80% от этой суммы компенсирует страховка. При этом в период эпидемии, как уже ранее упоминалось, даже оставшиеся 20% расходов возьмёт на себя государство.
Для того, чтобы осознать важность доступного лечения для эффективной борьбы с коронавирусом, хочется привести пример, описанный в американской Miami Herald. Один из жителей Майами обратился к врачам после возвращения из Китая с повышенной температурой тела. Поскольку данный гражданин относился к группе риска, он прошёл тест на Covid19. После того, как тест не выявил заболевания, гражданин получил счёт в размере $3 270. За вычетом страхового покрытия, гражданин был обязан оплатить порядка $1 400 из своего кармана.
Конечно, стоит делать оговорку, что страховой план, который использовал гражданин, относился к разряду «мусорных» в США. Возможно, что более дорогая страховка, покрыла бы больший размер расходов. Однако не оставляет сомнения, что высокие расходы на диагностику болезни, симптомы которой напоминают обычную простуду, может удержать многих от похода к врачу и надежду на свои силы. И пример Америки далеко не единственный. Например, автор статьи на собственном опыте знает, что расходы на молекулярный тест Covid19 в такой стране, как Тайланд составляют 2 500 бат или $80. Учитывая особенности заболевания и необходимость повторного диагностирования, человек с подозрением на коронавирусную инфекцию может быть подвержен повторному тестированию два, три и более раз. Можно только представить, с какими расходами можно столкнуться, попав в платную систему здравоохранения без социальной защиты.
Пандемии быть?
Что же мы имеем в сухом остатке? ВОЗ пока не спешит объявлять эпидемию Covid19 пандемией. Однако, похоже, что мир не готов к борьбе с вирусом так, как оказался готов Китай, который приложил максимальные усилия для того, чтобы сдержать распространение и дать миру шанс подготовиться. Вместо этого видим, что в таких странах, как Индонезия, которая ежегодно принимает 2 млн. китайских туристов, нет ни одного зарегистрированного случая заболевания Covid19, а министр здравоохранения приписывает столь сомнительно низкие показатели «силе молитв и божьей помощи». Похожая ситуация и в других странах ЮВА, таких как Камбоджа, Лаос, Мьянма, где не регистрируют случаев заболевания. Удивительным образом обходит вирус и африканский континент, где до сих пор зафиксированы лишь единичные случаи. Пока не видно и единой позиции по мерам предотвращения заболевания у объединённой Европы.
В одном из пабликов украинцев в Китае автор статьи прочитал ироничное сообщение, о том, что скоро ограничивать въезд будут не по отношению к Китаю, а Китай по отношению к другим странам. Ирония кажется излишней — если мир не приложит координированных усилий, избежать глобальной пандемии не удастся и не ровен час, когда шутка может оказаться правдой.
- В Дружковке заработал модульный стоматологический кабинет на базе релоцированной из Торецка больницы
- Песни исполнительницы из Константиновки попали в саундтрек игры "STALKER 2: Сердце Чернобыля"
- От слесаря до начальника отделения: Жительница Торецка посвятила 53 года своей службе
- Дети Донетчины направились на тематическую смену в Международный детский центр «Артек»