В Донецкой области сейчас на реконструкции находятся очистные сооружения семи городов. Для того, чтоб единственная водная артерия севера области не засорялась нашими отходами, из областного бюджета вкладываются миллионы гривен. Пока что проект завершен в Бахмуте и поселке Ивановка.
Сложная обстановка на затянувшемся ремонте очистных сооружений в Константиновке привела практически к экологическому бедствию. Летом жители этого города и окрестных поселков задыхались от смрада. Константиновцы били во все колокола, рассказывая о своей проблеме. Зону бедствия в народе окрестили «треугольником смерти». Вопросы ликвидации неприятного запаха неоднократно поднимались на сборах граждан и заседаниях громадской рады при Константиновском исполкоме горсовета. Сейчас эту проблему решает рабочая группа во главе с начальником Департамента экологии ВГА Сергеем Натрусом.
На последнем заседании громадской рады, где вновь говорили о «треугольнике смерти», было решено активистам Константиновки и журналистам показать, как после реконструкции работают очистные сооружения в Бахмуте.
Журналисты ZI также побыли на экскурсии. Первое, что я заметила, это чистота на территории предприятия. Порадовало и отсутствие неприятного запаха, я ведь готовила себя к тому, что дышать во время экскурсии смогу только через до неприличия надушенный платок.
По всем обновленным объектам нас провел и.о. технолога очистных сооружений КП «Бахмут-вода» Владимир Царук. Он рассказал, что за 70 миллионов гривен на предприятии старое технологическое оборудование станции заменили на современное энергоэффективное. Обновлены инженерные сети очистных сооружений, модернизирована часть насосных систем и песколовки, отстойники и системы биологической очистки. Проведена реконструкция систем механической очистки и цеха по высушиванию сырого осадка.
18 тонн стоков ежедневно «приходят» на это предприятие. За сутки эта масса проходит все степени очистки.
Сначала стоки попадают в так называемый грабельный цех, где «вылавливаю» крупные фракции . Пожалуй, это самое «вонючее» место на всем предприятии.
- Вы даже не представляете, что люди выбрасывают в канализацию, - продолжил Владимир Дмитриевич, - очистки овощей и фруктов – это цветочки. Попадаются дохлые кошки.
После стоки очищают от мелких вкраплений, затем отстаивают, чтоб отделить иловый осадок и жидкость. Последняя впоследствии проходит этап биологической очистки и обеззараживание, после чего спускают в реку Бахмутка. А вот иловый осадок не сбрасывают в иловые пруды, как на многих подобных предприятиях. Его обезвоживают в специальных установках, превращая в полусухую субстанцию. Из 18 тонн канализации получается лишь два контейнера отходов, которые вывозят на полигон.
- Вот, собственно, и весь процесс, как «как» превращается в «кек», - пошутил Владимир Дмитриевич , завершая нашу экскурсию.
В Константиновке, как рассказал заместитель начальника Департамента экологии ВГА Александр Лисак, немного другая технология. Там нет цеха по обезвоживанию остатка, его будут сбрасывать в биопруды, как и много лет до этого. На днях обещают завершить реконструкцию очистных сооружений в Константиновке и организовать туда экскурсию для журналистов и общественников.