Изменения законодательства в 2017 году касательно Донбасса: Главное о реинтеграции, ВПЛ и «АТО»

Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) Организации Объединённых Наций подготовило информацию об изменениях в украинском законодательстве в текущем 2017 году касательно временно перемещенных лиц (ВПЛ).

Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) Организации Объединённых Наций подготовило информацию об изменениях в украинском законодательстве в текущем 2017 году касательно временно перемещенных лиц (ВПЛ). 

«Изменения в законодательстве 

Данный информационный бюллетень охватывает основные законодательные и политические изменения, принятые в течение октября 2017 года, и включает законопроекты, касающиеся положения внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) и определение правового статуса неподконтрольных государству территорий Донецкой и Луганской областей. Бюллетень также содержит информацию о недавно разработанной и еще не принятой государственной стратегии поиска решений относительно внутреннего перемещения. 

Принятые законы 

Продление действия закона об особом статусе Донбасса 

7 октября Президент подписал Проект закона № 7163 о создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Закон продлевает срок действия специального режима самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей на один год. Закон про особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей включает амнистию участников «событий на территории Донецкой и Луганской областей «, гарантированное использование местных языков, специальные подходы к правоохранительным органам в этих регионах, а также установление специальных
экономических связей с другими регионами. Реализация специальных положений по самоуправлению зависит от выполнения определенных предпосылок, включающих устойчивое прекращение огня, разоружение и восстановление государственного контроля Украины над восточной границей с Российской Федерацией. 

Законопроекты 

Законопроект о восстановлении суверенитета над отдельными районами
Донецкой и Луганской областей 

4 октября Президент зарегистрировал долгожданный законопроект по определению правового статуса неподконтрольных государству территорий Донецкой и Луганской областей. Законопроект также содержит определенные элементы государственной политики по восстановление контроля и суверенитета над этими территориями. Проект закона № 7163 содержит следующие основные положения:

  • Границы неподконтрольных государству временно оккупированных Российской Федерацией территорий в Донецкой и Луганской областях будут определяться Министерством обороны Украины. Признание данных территорий «временно Оккупированными» означает, что на территориях применяется полный комплекс международного гуманитарного права, включая права оккупации. Кроме того, термин «антитеррористическая операция» ( «АТО») может быть заменен на операцию по обеспечению безопасности и обороны Украины под руководством Объединенного оперативного штаба Вооруженных Сил Украины. Последний будет иметь полномочия во всех военных и правоохранительных органах, участвующих в оборонительных операциях в Донецкой и Луганской областях. Вполне возможно, что параллельно будут существовать два режима ( «АТО» и «оборонительные операции»), хотя намерения на данный момент остаются нечеткими. 
  • Любые документы, выданные самопровозглашёнными «государственными» органами на временно оккупированных территориях, считаются недействительными, включая свидетельства о рождении или смерти. 
  • Законопроект вновь подтверждает позитивные обязательства Украины по защите прав граждан, проживающих на «временно оккупированных территориях». Однако трудности могут возникнуть, если полное содержание существующего Закона Украины о «Временно оккупированных территориях» Украины (с 2014 касательно Крыма) будет применимо к Донбассу. В частности, это может привести к полному блокированию выплат пенсий и приведет к рассмотрению судебных дел по «временно оккупированным территориям» в киевских судах. 
  • Остается непонятным, как будут внедрены все существующие временные меры по режиму « АТО», которые обеспечивают доступ к ряду прав для ВПЛ и жителей «временно оккупированных территорий». Режим «АТО может действительно прекратиться после принятия Указа Президента. Поэтому существует риск того, что многие ситуации, которые сейчас регулируются «на время «АТО», окажутся в правовом вакууме и потребуют дополнительных правовых мер для надлежащего регулирования. 
Другие сомнительные положения законопроекта касаются предоставления гуманитарной помощи и условий пересечения линии разграничения. Приветствуя усилия по созданию последовательной законодательной базы, УВКБ ООН отмечает, что некоторые гарантии необходимы. Продолжается масштабная работа по подготовке текста ко второму чтению, а международные и общественные организации предоставляют свои предложения и рекомендации на этот счет. 

Ограничения на поездки в Российскую Федерацию 

Проект закона № 7187, зарегистрированный в парламенте 9 октября, ограничивает право некоторых государственных служащих высокого уровня и работников органов местного самоуправления на визиты в Российскую Федерацию. Такие поездки для этих лиц могут стать административным правонарушением и привести к прекращению работы в государственных или местных органах власти. Проект был разработан по соображениям безопасности. Он содержит гарантии относительно личных визитов (таких как путешествия, чтобы посетить похороны близкого родственника). Законопроект не будет иметь существенного влияния на общую ситуацию с правами человека. 

Проект Стратегии интеграции ВПЛ и внедрение долгосрочных решений в 2020 

11 октября Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц представили для общественных консультаций проект Стратегии интеграции внутренне перемещенных лиц и внедрение долгосрочных решений касательно внутреннего перемещения. Текст проекта Стратегии содержит общий обзор и формулировку проблемы, цели и принципы, сферы вмешательства и механизмы реализации стратегии. Часть стратегии, касающейся сфер вмешательства, включает:

  • Защита права собственности, включая право на жилье, возвращение утраченного или поврежденного имущества и доступ к пенсиям; 
  • Социально-экономические права ВПЛ, включая трудоустройство, образование и доступ к медицинским услугам; 
  • Поддержка принимающих общин. 

В целом приветствуя проект Стратегии, УВКБ ООН отмечает, что ему не хватает четких временных рамок и показателей реализации. Предложенные стратегические направления в основном сосредоточены на мелкомасштабной деятельности, а не на стратегических целях. Стратегия также требует дополнительных длительных решений в дополнение к интеграции. Тем не менее, этот документ является хорошим основанием для дальнейшей работы. УВКБ ООН готово предоставлять экспертную поддержку в разработке Стратегии вместе с
другими международными и общественными организациями».