История успеха Покровского завода ЖБИ

Прозрачный бизнес на Донбассе возможен

Вчера. Сегодня. Завтра

Красноармейский комбинат крупнопанельного домостроения во времена СССР поставлял на строительные площадки региона детали 58-квартирных домов. С развалом Союза былые мощности предприятия сошли на нет. Жилищное строительство прекратилось, и Комбинат ликвидировался. В 1998 году Василию Коляде пришла идея взять в аренду пролет цеха заброшенного заводского корпуса и организовать производство шлакоблока. С тех пор прошло 18 лет.

Cписок производимой продукции постепенно расширялся. Из ФЛП «Коляда В.Н.» предприятие выросло в ООО «Красноармейский завод железобетонных изделий». В его ассортименте более 160 наименований, от шлакоблока и тротуарной плитки, до колодезных колец и шахтного оборудования.


Несмотря на кажущее благополучие, завод все же испытывает затруднения. «Наша беда в том, что нет основной продукции, – говорит Василий Коляда, – невозможно произвести автоматизацию. Приходится подстраиваться под конъюнктуру рынка. Европейские заводы-аналоги специализируются на одном виде продукции. Они полностью автоматизированы, применяют робототехнику. А мы ориентируемся на текущий спрос».

К примеру, летом 2014, когда Покровск (в то время Красноармейск) почти полгода находился без воды из-за боевых действий, у завода был спрос на колодезные кольца.
В этом году хорошо реализуется тротуарная плитка. Успех завода в нелегкое для страны время обусловлен еще и тем, что управленческий аппарат минимизирован. ИТР совмещают по несколько должностей и взаимозаменяемы.


Минимальная цена на продукцию – залог конкурентоспособности

Еще один успех завода железобетонных изделий – удерживать минимальные цены на продукцию. «Когда мы участвуем в тендере, по нам сверяют цены, – продолжает директор, – стараюсь мониторить рынок и не поднимать стоимость продукции». 


Василий Николаевич скромно умалчивал о трудовых достижениях. Но одним из главных событий жизни предприятия он поделился. К 80-летию Донецкой области завод одержал победу в конкурсе «Лучшие плательщики налогов». Все сотрудники завода ЖБИ, а их около 60 человек, официально трудоустроены и получают заработную плату на банковскую карту.

«Много вреда и государству и нашему предприятию приносят так называемые «гаражные фирмы», – сетует Василий Коляда, – они работают нелегально и не платят налогов. Такое понятие как госстандарты и качество продукции для левых фирм неприемлемы».

Есть проблемы, впрочем, как и у других налогоплательщиков, по возвращению НДС. Главный бухгалтер завода Людмила Аврамчук озвучила наболевшее: «Государственное предприятие «РЭС» систематически не регистрирует налоговые накладные. В связи с этим у нас изымаются оборотные средства, которые завод мог бы направить на свое развитие. А так, мы вынуждены еще больше платить НДС в бюджет». На письма о нарушениях сроков регистрации, которые завод направляет в РЭС, сетует сотрудник, положительных результатов нет.


Способы выживания в условиях военного конфликта

С началом военного конфликта в Донбассе предприятие потеряло 60% рынка сбыта. Только благодаря тендеру ДЭТК «Павлоградуголь», который завод выиграл, удалось удержаться на плаву.

Завод не остался в стороне во время всеобщей беды. В мае 2015 года КЗЖБИ предоставил свои производственные площади для выгрузки фортификационных сооружений. Давал воду на нужды военного госпиталя.


Завод гордится сплоченным коллективом

Многие сотрудники КЗЖБИ пришли на завод со старого Комбината крупнопанельного домостроения. Одна из старожилов Галина Пхайко. В 1982 году она устроилась на завод КПД помощником мастера. Вскоре стала мастером, а затем начальником лаборатории и АТК.



«Во времена СССР наш завод выпускал 100 000 кубов железобетона в год, – рассказывает Галина Петровна, – после развала Союза цеха стали постепенно закрываться. Даже не верилось, что такой мощный завод с коллективом в 600 человек закроется».

С приходом рыночных отношений стали меняться госстандарты, появились новые украинские ГОСТЫ и ДСТУ. Все это надо было изучить и применить в производстве. «Я довольна выбором своей профессии, – продолжает Галина Пхайко, – работа сложная, но пока есть силы, буду работать дальше».

Галина Петровна обучает молодых специалистов. Надежда Андришишина пришла на практику в 2012 году. 


«Мне повезло с наставником, – говорит девушка, – Галина Петровна Пхайко специалист высшей категории и дала мне много знаний. Могу с уверенностью сказать, что именно она подтолкнула меня к выбору профессии и дальнейшей работы».

После окончания института Надежда вернулась на завод уже молодым специалистом. Вот уже два года она работает инженером-лаборантом. «Работа интересная, – утверждает девушка, – скучать не приходится». Все сырье, которое приходит на производство (цемент, песок, щебень) проходит строгий контроль. За этим следит молодой инженер-лаборант.

Юрий Дрыга двадцать лет работает на заводе, еще со времен КПД. Мы общаемся, но работа не стоит на месте. В ловких руках формовщика дело спорится. Его участок работы – производство колодезных колец. «В форму закладывается арматура, затем бетон. Форма вибрируется, дальше идет пропарка. Пятнадцать минут и кольцо готово. Сложного ничего нет», – с улыбкой поясняет Юрий Дрыга.

После окончания школы Артем Кийко получил профессию сварщика. Пришел на завод вслед за отцом и дядей. Сразу попал в хороший коллектив, не разочаровали и условия труда с заработной платой. «Производство постепенно развивается, появляются новые возможности. Свое дальнейшее будущее я связываю только с заводом», – говорит Артем.

Трудовые династии

Хорошие условия труда, стабильная зарплата, дружный и сплоченный коллектив – все эти факторы привлекают родственников уже работающих сотрудников. Поэтому трудовые династии не редкость на заводе.

Лариса Острянина работает с 1982 года. Она одна из тех, кто начинал свой трудовой путь еще с Комбината. Сначала была мотористом бетономешалки, затем формовщиком, стропольщиком. В 2008 году получила специальность машиниста мостового крана.

В 18 лет пришел на завод и сын Ларисы, Александр. Вначале просто помогал матери. Постепенно освоил несколько профессий. С 2002 года работает стропольщиком.

Почти одновременно устроились на работу отец и сын Пискаревы. Андрей Пискарев десять лет назад начинал рядовым сварщиком. Со временем дорос до бригадира: «Работать на заводе одно удовольствие. Дом рядом, стабильная зарплата. Оборудование периодически обновляется. Будем расти дальше вместе».

Отец Андрея, Александр Борисович, водитель миксера. Трудится на предприятии девять лет. «Мне нравится завод тем, что здесь хорошее руководство и достойные условия труда, – рассказывает Александр Пискарев, – нас обеспечивают спецодеждой».

Планы на будущее

В завершении экскурсии по заводу директор поделился планами на будущее: «Прежде всего, нужен мир и стабильность, тогда можно что-то спланировать. Мои мечты автоматизировать производство. Сейчас в Украине ручной труд самый дешевый, в отличие от Запада. Лучше уменьшить ассортимент продукции, но применить автоматизацию». Василий Коляда отметил также, что хочется видеть поддержку от государства для тех предприятий, которые работают легально и четно платят налоги в бюджет.