Исторические места Константиновки: парк «Автостекло»

Цеха, пустыри, долгострой — все это сегодня находится на месте парка стекольных и зеркальных мастеров — в левобережной части города. В прошлом здесь было шумно. Парк был заложен тянутся 30-е годы прошлого века, в 50-е продолжил активно принимать гостей и служить местом приятного досуга. Об истории этого парка в этот раз и пойдет речь.

Цеха, пустыри, долгострой — все это сегодня находится на месте парка стекольных и зеркальных мастеров — в левобережной части города. В прошлом здесь было шумно. Парк был заложен в 30-е годы прошлого века, в 50-е годы продолжил активно принимать гостей и служить местом приятного досуга. 


Об истории этого парка в этот раз и пойдет речь. Традиционно поведает об исторических фактах директор Донецкого областного художественного музея, историк и краевед Андрей Новосельский.


Еще в конце XIX века за счет бельгийских акционеров на берегу Кривого Торца был открыт крупный и прогрессивный для своего времени зеркальный завод. В 30-е годы — период форсированной индустриализации — зеркальный завод был расширен и ориентирован на производство автомобильного, авиационного и технического стекла. Ему присвоили название комбинат «Техстройстекло», а не многим позднее — «Автостекло» № 25.


Рабочие завода «Автостекло», 30-е годы

В 30-е годы на возвышенном участке — фактически в степи — возводится район для зеркальных мастеров, значительная часть которого застроена многоэтажными домами. По тем временам он выделялся как в планировке, так и в плане архитектуры, формировал новый облик города. Примечательно, что его часть планировали застроить в форме огромной пятиконечной звезды (по идеологическим мотивам). Однако этот проект выполнили лишь частично, так и не успев окончить. 


Его широкий центральный проспект стал тогда одним из важных центров жизни города. Здесь были открыты и профильные учебные заведения: школа фабрично-заводского обучения; стекло-керамический техникум, позднее получивший название индустриального, который и сегодня продолжает обучать студентов. 

 

Интересный факт: на окраине этого квартала в 1933-1934 годах был организован аэроклуб для подготовки пилотов, планеристов, мотористов, парашютистов и других авиационных специалистов. В его комплексе построены учебный корпус, ангары, бензохранилище, самолетные и моторные мастерские, гараж и столовая, взлетно-посадочная полоса. В первом полугодии получено 10 учебных самолетов У-2 и 5 планеров, которые были приобретены за средства крупных промышленных предприятий города. Каждое из них приобретало летную технику для обучения своей рабочей молодежи. 


На фюзеляжах самолетов наносились характерные надписи от заводов, в частности, можно было увидеть такие, как «Константиновский рабочий», «Константиновский химик». На известном снимке 1939 года запечатлены курсанты 2-го летного звена и командир звена известная в городе Мария Мерецкая, около учебных самолетов У-2. Можно с уверенностью сказать, что молодые курсанты и персонал аэроклуба бывали и в местных парках, выделяясь среди публики парадной летной формой. 



Как же уделили внимание местам досуга стекольных дел мастеров? В традициях тех времен это был комплекс — парк + дворец, он же дом культуры, и участок для спорта. Рабочие или служащие могли выбрать себе занятие — или же хобби — по душе. 



Что было в начале — вопрос остается открытым. Известна фотография окончания строительства дворца культуры, опубликованная в то время в журнале «Забой». Это одноэтажное кирпичное здание, на фронтоне выложена дата — 1927. Как позднее писали в прессе, заработал он в 1929 году. Тогда здесь действовал небольшой кружок самодеятельности, организатором которого и исполнительницей многих главных ролей в постановках была Светлана Канявская. Славились кружковцы Валентин и Петр Ференс, Мария Соболенко, Надежда Орлова, А. Киричек, М. Лобас, Н. Псарева, Е. Бабакова, А. Пучкова, Зинаида Говорко и другие. Декорации для спектаклей писал художник Устинов (позже погибнет на фронте). Здесь же был хор, духовой и джаз-оркестр (под руководством Голубова и Николая Зайцева, оба тоже погибнут на фронте), струнно-домбровый (С. Дорохов). 



Сохранилась фотография послевоенного времени, на котором запечатлена аллея парка. Она спускалась от квартала автостекольцев к берегу Кривого Торца, где на берегу был построен новый дворец культуры, гораздо больше и вместительней предыдущего. На аллее есть ступени, вдоль нее стоят вазоны на подставках. На пересечении аллей фонтан с круглыми чашами. Деревья, кустарники, цветы, оградки, бюст, фонари. На переднем плане малыш в шортах на лямках крутит педали трехколесного велосипеда. Отсюда открывается хорошая панорама долины реки и правобережной части города. 



Этот дворец культуры в своей центральной части в два этажа, далее — в один. Как видно на фото, перед фасадом разбита большая круглая клумба, видна и часть парка. Среди прочего известно, что на 1956 год некоторые цеха завода «Автостекло» были окружены розариями. При этом отмечалось, что нелегко заставить розы цвести в наших условиях, где с трудом выживают и не такие нежные растения. 


Во второй половине XX века «Автостекло» являлся одним из наиболее мощных заводов по производству стекла для автомобильной и авиационной промышленности, ситалла, зеркального, высокопрочного и витринного стекла. В 1968 году в местной прессе этот завод назван «одним из крупнейших в странах СССР и Европы в своей отрасли». На это время приходится существенное расширение производства. 


Из-за расширения завода, а также увеличения самого города, возникла необходимость переноса дворца культуры на новое место. Было принято решение о его строительстве в новом центре левобережья. В декабре 1976 году на площади Победы состоялось торжественное открытие прогрессивного по тем временам дворца культуры и техники «Октябрь» завода «Автостекло», ставшего одним из наиболее больших не только в городе, но и в области. Старый ДК вывели из эксплуатации, позднее здание обветшало и разрушилось, сегодня от него остались одни развалины. 



Фактически то же произошло и с парком. Завод наступал, производственные корпуса обступали и теснили его с разных сторон. Больше всех продержалась его наивысшая часть — та, что ближе к 4-этажному дому, построенному еще в 30-е для руководящих и инженерно-технических кадров завода. 


На его первом этаже находился магазин «Московский», отчего местные жители называли так и сам дом. Здесь же находился фирменный магазин «Автостекло». Кроме того, это был магазин, где отоваривались ветераны войны. Из своих личных воспоминаний: я помню, что как-то раз приезжал сюда за каким-то товаром со своим дедом — воевал в 1944-1945 годах, танкист. 




От площадки около этого дома к оставшемуся участку парка спускались ступени. Здесь были деревья, скамейки. В начале «нулевых» все это выглядело запущенным. Лет семь-восемь назад всю эту площадку оградили забором, до сих пор здесь долгострой. 



На снимке позднего советского времени автобус маршрута «А» (его не существует с 90-х), проезжает участок, где по правую сторону находилась часть парка. 


Примечательно, что этот маршрут проходил рядом с конторой и проходными «Автостекло», далее по мосту через реку.


Здесь же был заводской железнодорожный мост, отсюда на промышленную дорогу. 

На данном снимке открывается промышленная панорама бывшего завода «Автостекло». 

В 60-70-х годах городские власти решили заложить новый сквер — в том же районе автостекольцев (напротив 7-й школы), а также неподалеку — центральный городской парк под названием «Юбилейный», обзоры которых запланированы на ближайшее время.