Как все начиналось
25 января нынешнего года украинские СМИ сообщили о том, что с 13:00 силами трех десятков неизвестных активистов было перекрыто железнодорожное движение между станциями Светланово и Шиголово (41-й километр) Луганской области. А буквально за два километра до данной точки находится разделительная линия или фактическая граница между ОРДЛО и подконтрольными Украине территориями.
Первым происходящее увидел диспетчер дистанции пути города Лиман Донецкой железной дороги. Он оповестил городской отдел полиции станции Попасная о том, на путях находятся люди, одетые в камуфляжную униформу. Неизвестные установили прямо на рельсах палатку и деревянные «ежи». Спустя некоторое время к месту блокирования подъехал поезд, состоящий из нескольких десятков порожних вагонов. Состав остановили блокировщики и приварили колеса локомотива к рельсам.
Ответственность за акцию взяла на себя группа ветеранов АТО, а цели ее были озвучены в эфире телеканала «112» вторым командиром добровольческого батальона «Донбасс» Анатолием Виногородским. Он оповестил о начале блокады. Далее о том, что ее возглавили, лично заявили н депутаты Верховной Рады Семен Семенченко, Павел Костенко, Тарас Пастух. Они заявили, что двусторонние торговые отношения между ОРДЛО и подконтрольными Украине территориями приносит прибыль сепаратистам, использующим вырученные средства для финансирования «террористической деятельности». По их мнению, Украина сама дает деньги своим врагам.
Как утверждал еще один нардеп Владимир Парасюк, что, несмотря на длящуюся три года войну, взаимная торговля продолжается. В ОРДЛО из Украины, по словам депутата, поступали древесина, железная руда, строительные материалы, продовольствие, а обратно – металл, различная продукция и, конечно, уголь. Ежегодно демаркационную линию пересекала дюжина составов, в каждом из которых – до шести десятков вагонов. Значит, по мнению Парасюка, блокада необходима.
Подобное уже делалось в отношении Крыма, и тогда власти поддержали организаторов и участников действий, направленных на прекращение движения любых товаров за Перекоп. На этот раз поначалу все было иначе. Препятствование движению поездом было расценено как незаконные действия. Материалы по данному делу были включены в единый реестр досудебных расследований по части 1 статьи 279 Уголовного Кодекса Украины, предусматирвающей санкцию в виде лишения свободы.
Последовало продолжение
16 февраля ветераны АТО во главе с депутатом Верховной Рады Семеном Семенченко в и его единомышленниками заявили, что не ограничатся блокированием железнодорожных путей и начинают перекрывать автодороги. В частности, они установили блокпост вблизи поселка Золотое Луганской области.
До этого блокировщики не пропускали поезда по грузовой железнодорожной линии Луганск – Лисичанск – Попасная около Золотого, на участке Ясиноватая – Константиновка и переезде вблизи Бахмута Донецкой области.
Несмотря на попытки договориться по поводу разблокирования и использования других методов, дело не сдвигается с мертвой точки. Власти Украины заявляют, что блокада парализует экономическую деятельность целых отраслей в стране. Вводится чрезвычайное положение в энергетике, что грозит веерными отключениями для населения и полной остановкой многих промпредприятий. По оценкам правительства, если ситуация не изменится, то темпы роста экономики страны снизятся от 1,2 до 2,5 процентов, а потери ВВП составят от 25,8 до 39 миллиардов гривень.
Петр Порошенко резко критикует участников блокады. По его мнению, их действия – анархия и атаманщина, подрывающие стабильность в государстве.
Мнения украинских политиков
Поддержку блокирования железных дорог выразил советник министра МВД Украины Зорян Шкиряк, хотя и с оговоркой. Как он считает, что коммерческие отношения с ОРДЛО надо прекратить, а вот пассажирским перевозкам не надо препятствовать.
А вот нардеп, глава менджлиса Рефат Чубаров блокаду осудил, хотя не так давно проявил себя, как сторонник аналогичных мер в отношении Крыма.
Заместитель министра по оккупированным территориям и внутренне перемещенным лицам Георгий Тука думает так: «Украина зависит от неподконтрольных территорий, руководство так называемых «ДНР» и «ЛНР» могут создать стратегическую угрозу энергетическому сектору, по крайней мере, значительной ее части».
Реакция мирового сообщества.
«Европейский Союз будет внимательно следить за последствиями для гражданского населения решения украинских властей прекратить движение грузов через линию столкновения в зоне боевых действий» (такое решение принял Совет национальной безопасности и обороны Украины, фактически поддержав организаторов блокады – Примечание редакции ). Так прокомментировало заявление СНБО спикер внешнеэкономической службы ЕС Майа Косьянчич.
Она подчеркнула, что Минские соглашения остаются основой для мирного урегулирования конфликта на востоке Украины. Их положения, в частности, те, которые касаются прекращения огня, отвода тяжелого вооружения, социально-экономических связей между ОРДЛО и остальной частью страны, а также налогообложения в рамках украинского законодательства, должны соблюдаться всеми сторонами.
Майа Косьянчич также заявила о неизменности позиции ЕС в отношении поддержки независимости, единства и территориальной целостности Украины.
Страны большой семерки призвали к немедленному снятию блокады на Донбассе, сообщил УНИАН со ссылкой на заявление послов G-7. В нем, в частности, говорится: «Транспортная блокада Донбасса, развернутая на линии разграничения и приведшая к срыву поставок угля в Украину, угрожает ее экономической безопасности и подрывает экономический рост. Мы призываем все стороны найти общие подходы к решению проблем, разблокировать железные дороги и автомагистрали для организации законной торговли».
Президент Украины о блокаде
Из выступления на состоявшемся 20 марта заседании Совета регионального развития: «Организаторы блокады обманули общество, потому что на самом деле была не блокада ОРДЛО. Какая блокада, когда там дыра на границе, в том числе, с РФ, сотни километров. На деле все это оказалось спецоперацией, направленной на то, чтобы вытолкнуть оккупированные районы Донбасса в РФ. Остановка транспортного сообщения с оккупированными территориями имеет вынужденный характер. Ограничение обмена товарами может восстановиться после того, как Россия и ее марионетки вернут украинским собственникам и украинскому государству украденные заводы».