Экологи Донецкой области бессильны перед угрозой катастрофы

Экологи не могут сказать, с каким источником загрязнения имеют дело.

В последнее время тема очистных сооружений Константиновки и происходящие там события активно обсуждаются в СМИ, среди общественности и населения.

Напомним, что жители поселка Первомайский обратились с заявлением в прокуратуру.Люди жаловались на страшное зловоние, окутавшее поселок и связанный с этим дискомфорт. В итоге правоохранителями действительно было доказано загрязнение земель и окружающей среды веществом неизвестного происхождения. Вред здоровью и жизни горожан очевиден.

Как стало известно из официальных источников, лаборанты компании «Вода Донбасса» также сделали химический анализ воды в биопрудах, куда сливались неизвестные отходы. Лаборанты увидели в пробах значительное превышение химически потребленного кислорода. Цифра выше в 100 раз! По мнению специалистов, имеют место остатки отходов производства биотоплива.

- Кроме жалоб жителей на вонь, это загрязнение земли, рек, окружающей земли в целом,- считает Елена Широкоступ, директор центральной лаборатории компании «Вода Донбасса», осуществлявшей данный анализ.

Новость об этом быстро разнеслась по поселку. Жители решили, что опасные вещества попали в Кривой Торец и в местные источники. Поэтому люди лично обращались к местным экологам с просьбой у каждого такого родника повесить таблички с надписью «Осторожно! Опасно для жизни!»

Вместе с начальником отдела оперативного контроля государственной экологической инспекции в Донецкой области Александром Филоненко выезжаем на очистные, смотрим.

В районе биопрудов, где обнаружен источник загрязнения, неприятного запаха нет. Очевидно, что уже некоторое время сюда никто ничего не сливает. Площадь самого крупного биопруда около 200 метров. Вместе с очистыми он был запущен в эксплуатацию в 60-х годах прошлого столетия. Это техническое сооружение предназначено для хранения загрязненных сточных вод и веществ 4 степени опасности (самой низкой). Насколько это маленькое озеро способно удержать в себе «заразу» чтобы не дать ей выйти к водам Кривого Торца и в итоге в главную водную артерию Донбасса Северский Донец?

Конструкция пруда не имеет выхода к другим естественным водоемам. Он закрыт. И сточные воды в нем способны самоочищаться. К тому же сейчас в рамках реконструкции очистных будем обязательно чистить и биопруды, — утверждает начальник очистных сооружений Константиновки Анатолий Шевченко. — Мы не можем допустить, чтобы грязь отсюда попала в Кривой Торец, понимая какой опасности подвержен будет тогда весь регион. Сами же эту воду пить будем.

За разъяснением ситуации обращаемся к первому заместителю начальника государственной экологической инспекции Донецкой области Андрею Ващаному:

К сожалению, как экологи мы не можем сегодня сказать, с каким источником загрязнения имеем дело. Мы не обладаем базой и методикой, которая могла бы определенно узнать бензин это, биотопливо, химический кислород или что-то еще. Соответственно, просчитать и сумму ущерба. Наши лабораторные исследования способны только определить, сколько в пробах содержится железа, хрома, цинка и других химических элементов.

Почему экологи бессильны перед другими, более сложными задачами? Андрей Ващаный ответил и на этот вопрос:

В области осталась одна лаборатория в Константиновке, до войны были еще две — в Донецке и Горловке. Но и она, несмотря на мои обращения в Министерство экологии, не имеет достаточно средств, чтобы нормально функционировать. Нет больше и природоохранной прокуратуры, которая прекратила существование с началом военных действий. В связи с этим возможности экологов области резко ограничены. И это уже настоящая катастрофа.

А вот дальнейшее решение константиновской экологической проблемы эколог видит так:

Если в ходе следствия будет установлено, что в биопруды попало вещество с высшим классом опасности чем 4-ый, то будут уже задаваться вопросы руководству ПУВКХ по факту нарушения эксплуатации очистных сооружений.