Ныне основной корпус ДонНМУ располагается на 3 этаже второго корпуса Донбасской государственной машиностроительной академии в Краматорске. Собственно, назвать корпусом длинный коридор, вдоль которого расположились учебные кабинеты, отделы кадров, технического обеспечения, научный отдел и комнаты персонала, можно лишь с большой натяжкой.
В этом крыле здания, предоставленном в распоряжение медиков, ряд кабинетов используется как будущими докторами, так и студентами ДГМА – например, кабинет химии.
- В начале прошлого года, когда мы сюда приехали, у нас не было ничего – лишь телефоны, авторучки и кипа бумаг, - говорит декан медицинского факультета, доктор медицинских наук, профессор Александр Герасименко. – Первые занятия начались 2 февраля 2015 года, можно сказать, в спартанских условиях. Зато теперь у нас есть учебные комнаты, мы ведем текущую документацию, личные дела студентов. Мы закупили оборудования на несколько миллионов гривен -- более сотни компьютеров, 60 ноутбуков, 60 мультимедийных проекторов, 40 микроскопов. Одни только муляжи для кабинета симуляционной медицины и других университетских кафедр обошлись в полтора миллиона гривен. На этой современной аппаратуре теперь можно проводить занятия со студентами.
По словам декана, все средства, за которые было приобретено оборудование, университет сумел заработать в предыдущие годы, до того, как обстоятельства вынудили преподавателей и студентов покинуть Донецк и переехать на новое место.
- К счастью, после переезда сохранился наш университетский счет, и благодаря этому мы сумели обзавестись неплохой материально-технической базой, на которой теперь проводим занятия, - продолжает Александр Герасименко. - Нам пока не удается привлечь достаточное количество меценатов, так что мы можем рассчитывать только на свои финансовые средства.
Кстати, о средствах. Обучение в университете, как было сказано выше, дешевым не назовешь. Например, для тех, кто твердо решил стать врачом-стоматологом, нужно ежегодно платить 16 тысяч гривен. В следующем учебном году плата, вероятно, повысится до 18 тысяч. Для фармакологов, занимающихся на дневной форме обучения, каждый год получения знаний стоит 13 тыс. гривен. Но это дешевле, чем, скажем, в Киеве или Харькове, - говорит декан. - Там, чтобы получить специальность стоматолога, нужно быть готовым ежегодно платить за обучение 22 тысячи.
Мы с деканом медицинского факультета проходим в кабинет, заставленный компьютерами, подключенными к Интернету.
- Сейчас студенты готовятся здесь к государственному экзамену, который называется «Крок», - говорит профессор. - Это трехступенчатая форма контроля и оценивания знаний. Студенты сдают его по заданию Министерства здравоохранения. После третьего курса приезжает министерская комиссия, члены которой раздают каждому студенту буклет с 200 вопросами. На ответы, заполняемые на специальных бланках, дается 200 минут.
Компьютер проверяет правильность ответов, после чего нам высылают результаты. Тому, кто не набрал 60,5% правильных ответов, грозит или пересдача, или отчисление. Такой же контроль – он называется «Крок-2» и после 6-го курса, перед госэкзаменом. Если тест провален – диплом не получишь. Ну а заключительный этап проверки знаний -- после окончания интернатуры, это третья ступень экзамена «Крок».
Занятия в медуниверситете проходят циклами. Мы с деканом заходим на кафедру судебной медицины, патоморфологии и гистологии. «Вот, смотрите, - объясняет Александр Герасименко. - Студенты пришли на гистологию и 20 занятий подряд они будут заниматься исключительно ею. Потом они перейдут на следующую кафедру – анатомии, – и у них там тоже будет 20 занятий. Это и называется цикловой системой. А ленточная – как в школе: первый урок анатомия, потом – гистология, и так далее».
В настоящее время в ДонНМУ учится тысяча студентов. Кроме того, здесь проходят обучение курсанты (практикующие врачи, которые каждые 5 лет проходят курсы повышения квалификации), интерны – всего приблизительно 2500 человек.
По словам декана медицинского факультета, сейчас решается вопрос об открытии филиала Донецкого медуниверситета в Кировограде. «Дело в том, что мы находимся рядом с зоной АТО. Поэтому и Министерство иностранных дел, и Минобразования не рекомендуют сюда ехать студентам-иностранцам, которых в Донецке до начала известных событий училось очень много – почти из 50 стран мира. Всего, вместе с иностранцами, в Донецком медицинском тогда обучалось около пяти с половиной тысяч студентов. У нас было более 80 кафедр, собственная университетская клиника, были свои НИИ, например, травматологии и ортопедии, который, кстати, тоже переехал – в Лиман, где им выделили корпус в больнице, произвели ремонт, закупили оборудование».
Занятия в университете начинаются с утра, а с двух часов дня студенты 6 курса здесь готовятся к экзамену «Отработка практических навыков». Экзамен состоит из двух частей – теоретической и практической. На специальных муляжах они проводят обследование больного, проводят эндоскопическое исследование, делают инъекции, электрокардиограммы, слушают сердце, учатся делать катетеризацию. Это не просто поразительно похожие на человека куклы, а специальное и отнюдь не дешевое оборудование, на котором будущие доктора учатся обследовать и лечить людей.
Порядок обучения в медицинском вузе такой: шесть лет студенты учатся просто на врача, без конкретной специализации. Затем они направляются в интернатуру, где и приобретают специальность. Например, направили в интернатуру на терапевтическое отделение – будет врачом-терапевтом, направили туда акушером-гинекологом – получит специальность акушера-гинеколога.
По словам декана, учебный процесс в университете делится на 2 этапа: на первом этапе (1-3 курсы) изучаются общеобразовательные и медико-биологические дисциплины, а начиная с 4-го курса начинается изучение клинических дисциплин. «Именно поэтому для учебного процесса 1-3 курсов нам необходимы учебные комнаты, что мы и имеем здесь, в Краматорске. А начиная с четвертого курса, студентам уже необходима клиническая база в больницах», -- добавляет профессор.
Министр здравоохранения Квиташвили подписал приказ, согласно которому городские больницы Краматорска, Славянска, Дружковки и Мариуполя являются теперь клиническими базами Донецкого медвуза. По этим же городам рассредоточены теперь и университетские кафедры.
Иногородние студенты-медики – из Донецка, Николаева, Сум, Кривого Рога, даже из столицы -- проживают в общежитии ДГМА.
- Сейчас мы имеем здесь, в Краматорске, 23 кафедры, - продолжает Александр Герасименко. - Помимо машиностроительной академии мы арендуем помещения в колледже им. Туган-Барановского и в машиностроительном колледже в Старом городе Краматорска. Это три основных базы для теоретических дисциплин, где учатся студенты 1-3 курсов. А старшекурсники занимаются в больницах Краматорска и соседних городов.
Что касается преподавательского состава – то часть его переехала из Донецка в другие города (Киев, Днепропетровск, Одесса и т.д.), кто-то остался в Донецке, другие переехали сюда. А некоторые просто ушли на пенсию.
- В этой связи мы, естественно, испытываем кадровый голод, - говорит декан. - Но так как в преподавании клинических дисциплин могут принимать участие дипломированные врачи, то за их счет мы решаем эту проблему. А часть теоретических дисциплин (физика, химия, биология и так далее) – то, что изучают на младших курсах, - мы компенсируем за счет преподавателей колледжа и ДГМА. Таким образом мы и находим выход из сложившейся ситуации.
По утверждению профессора, обучение в медицинском университете – одно из самых сложных по сравнению с другими вузами. Лишь за один год обучения студенты-медики должны освоить приблизительно 30 тыс. новых терминов, причем эти термины, как правило, латинского и греческого происхождения. За шесть лет в университете будущие врачи должны изучить более 50 дисциплин. Кроме того, после шести лет обучения, чтобы стать практикующим врачом, нужно в течение 2-3 лет проходить интернатуру, а затем 3-4 года поработать врачом. И только потом, через 12-15 лет после поступления в медвуз, можно называться настоящим специалистом.
Именно поэтому к врачам такое трепетное отношение. А по-другому и быть не может. Ведь исцеление людей и спасение их жизней всегда ценилось очень дорого.
Сергей Климчук