COVID-19: Как Славянск стал эпицентром заражения в Донецкой области

Когда стало известно о вспышке, по городу распространялись самые разные слухи.

«Я приехал на юбилей к матери. Но в Славянске поезд не остановился. Пришлось выйти в соседнем Краматорске и сесть на такси. Правда, проводник сказал, что состав затормозит, и желающие смогут спрыгнуть. Я так и не понял, шутил он или говорил серьезно», — рассказывает уроженец Славянска Владислав о том, как 5 июня добирался в родной город.

Возможно, в словах проводника поезда была лишь доля шутки. По крайней мере, на славянском вокзале с некоторых электричек именно таким способом теперь высаживаются смелые пассажиры, пишет «Страна». Остановка здесь запрещена в связи с ужесточением карантинных мер.

Таковы сегодня реалии Славянска, 100-тысячного города на севере Донецкой области, который оказался эпицентром вспышки коронавируса.

Именно отсюда родом министр здравоохранения Максим Степанов. Что породило в городе самые разнообразные слухи о происхождении Covid-19 в Славянске.

Как заболел Славянск

События начали развиваться 2 июня, когда стало известно, что в городской инфекционной больнице скончался 65-летний мужчина с пневмонией, подключенный к аппарату ИВЛ. Днем ранее медики получили результат его анализа на COVID-2019. Он оказался положительным.

Среди горожан эта история не вызывала особого ажиотажа. На тот момент в Славянске было шесть больных, причем двое из них уже вылечились. Однако на следующий день жители узнали о вспышке заболевания на одном из местных частных предприятий.

Сначала сообщалось о 7 случаях, потом о 19. Далее прирост заболевших происходил ежедневно. На 7 июня в городе было уже 52 инфицированных. Среди заболевших — 15-летний подросток.

Шестеро из инфицированных переносят болезнь очень тяжело, один человек подключен к аппарату ИВЛ. Все они находятся в Константиновке. Инфекционная больница там специально оборудована для приема пациентов с коронавирусом. В самом Славянске таких больных не лечат.

Мэр Славянска Вадим Лях назвал ситуацию «пугающей». А 4 июня в городе ввели ограничения по работе общественного транспорта. В троллейбусы и автобусы перестали пускать людей старше 60 лет, не имеющих специальных разрешений. Их получили лишь сотрудники предприятий, связанных с жизнеобеспечением населения.

Также в Славянске не открылись, как планировалось ранее, детские сады. В пятницу, 5 июня, областная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности приняла решение о прекращении междугороднего и пригородного сообщения со Славянском.

Теперь железнодорожный транспорт проезжает станцию Славянск без остановок, автобусы в соседние города и села не ходят. Добраться из Славянска в другой населенный пункт можно только автомобилем.

Откуда взялся вирус в Славянске?

Когда стало известно о вспышке, по городу распространялись самые разные слухи.

Кто-то утверждал, что очагом заразы стало местное управление соцзащиты. Другие рассказывали о людях, нелегально вернувшихся из-за рубежа и не прошедших самоизоляцию.

Самым близким к реальности оказался третий слух — о том, что вспышка заболевания произошла на одном из городских частных предприятий.

Руководство города последнего факта не отрицало, но название учреждения держало в тайне. Параллельно в славянском управлении соцзащиты действительно подтвердились два случая COVID-19.

Эта информация вызвала дополнительный ажиотаж — ведь соцработники могли контактировать со многими людьми, включая пенсионеров. По городу поползли слухи, что власти чего-то не договаривают.

В частности, прошла информация, что эпицентром заразы стал Славянский машиностроительный завод, председателем правления которого является депутат городского совета Павел Придворов. Его и министра здравоохранения Максима Степанова, который тоже из Славянска, связывают давние дружеские отношения.

Чем и объясняли завесу тайны вокруг названия компании.

Однако, как оказалось, «заболело» другое предприятие — «Энерготехсервис». А путаница произошла потому, что обе фирмы находятся на одной и той же улице.



Название стало известным из протокола заседания комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности, опубликованного на сайте горсовета. Там указано, что «по предварительным данным эпидемиологического расследования заболели работники ООО ПФК "Энерготехсервис" и контактные лица».

«Сейчас выявлено 314 контактных лиц, которые связаны и общались с больными. На этом предприятии всего работали 59 человек, все обследованы», — заявил на брифинге директор Донецкого областного лабораторного центра Минздрава Василий Гончаренко.

Как оказалось, именно оттуда коронавирус проник и в управление соцзащиты: там трудится жена одного из сотрудников «Энерготехсервиса». Второй зараженной оказалась ее коллега по кабинету.

Но вернемся к заводу. Предприятие специализируется на изготовлении арматуры к ЛЭП, металлоконструкций и продает товары электротехнического назначения.

При этом оно работает по всей Украине. Из чего родилась версия — «корону» завезли в город контрагенты из других регионов страны. В частности, с западной Украины.

Однако на самом предприятии такую возможность в разговоре со «Страной» отрицают — говорят, что обходились без личных контактов, и последний, кто приезжал, был водитель с товаром из Молдовы.

«Мы действительно работаем практически со всей Украиной и странами зарубежья. Но во время карантина отгружали продукцию посредством "Новой почты" и других рассылок. Последний автомобиль с грузом у нас был еще в начале мая, он прибыл из Молдовы. Эту информацию мы неоднократно предоставляли всем службам. Кроме того, мы провели опрос среди сотрудников — ни к кому из них не приезжали гости из других регионов, и сами они за пределы области не ездили», — прокомментировала ситуацию замдиректора «Энерготехсервиса» Яна Петренко.

Руководство завода считает, что не их работники занесли инфекцию — зараза пришла на фирму из города. Пациент, скончавшийся в местной инфекционной больнице, по словам директора, к их предприятию отношения не имеет.

«Сейчас в Константиновской больнице находятся 6 наших человек. Все они имеют сопутствующие заболевания и, кроме одного, старше 60 лет», — рассказал директор завода Игорь Петренко.

Среди остальных работников предприятия точно назвать число заболевших руководители не могут — тестирование показало неоднозначные результаты. К нему вообще много вопросов.

«Есть, например, такой случай. Муж и жена живут вместе, но у них разные фамилии. У нее — все симптомы заболевания: температура, голос сел, кашель, отсутствие обоняния. У него симптомов нет. Приходят тесты: у нее отрицательный, у него — положительный. Как такое может быть?» — удивляется Яна Петренко.

По ее словам, большая часть сотрудников переносит вирус бессимптомно. Но не у всех изоляция протекает благополучно.

Так, один из сотрудников с положительным тестом симптомов коронавируса не имеет. При этом у мужчины сильно болит зуб — опухла щека, воспалились лимфоузлы. Консультация по телефону с хирургом-стоматологом дала однозначный результат — немедленное удаление. Но семейный врач санкции на поход в стоматологию не дает, пока не придут два отрицательных результата тестов ПЦР.

При этом делать столько тестов, сколько нужно, город не имеет никакой возможности. 

Вместо тестов — отправляют на самоизоляцию

Когда людям проведут повторные тесты, Игорь Петренко не знает. Пока их не проводят, и предприятие простаивает.

«Мы готовы уже делать их за свой счет в частных лабораториях. Но там не делают ПЦР. Есть только тест на наличие антител. Он стоит порядка 600 грн. Если бы власти сказали — у нас, мол, не хватает мощностей лаборатории, делайте сами, давно бы уже сделали. А так ждем неизвестно чего. Здоровые люди сидят дома, нервничают. Предприятие простаивает, контракты срываются», — объясняет директор.

То есть главная проблема Славянска сейчас — это тестирование. 

В Славянске находится лаборатория, где делают тесты ПЦР. Но здесь обслуживают биоматериалы со всего севера Донецкой области. Приоритета для Славянска нет. В день лаборатория выдает 80-100 результатов. При том, что лишь на славянском заводе более 50 работников и более 300 контактных лиц.

Поэтому вопрос решают, где могут, самоизоляцией. Такая участь, например, постигла сотрудников не только предприятия, которое не работает, но и управления соцзащиты, где были выявлены два случая заболевания. При этом тесты делают среди изолированных сотрудников в очень малом количестве.

«Люди сидят по домам, ежедневно докладывая семейным врачам о своем самочувствии. Учреждение не работает, на удаленке производят лишь начисления на соцвыплаты», — рассказали соцработники.

Но даже те, кому делают тесты, очень долго ждут результата. Иногда это приводит к анекдотическим последствиям. 

Так, жительница Славянска из числа контактных лиц с работниками завода «Энерготехсервис» уже после отбора у нее биологических образцов успела побывать на приеме в самых разных учреждениях. 

Когда это узнали, то закрыли все присутственные места, включая исполком, а на женщину написали заявление в полицию и открыли производство. Самое забавное, что в итоге результаты тестирования у нее оказались отрицательными. Так что уголовное дело ей скорее всего уже не грозит.

Разнобой в цифрах

Пока что наиболее темный момент в этой истории — сколько человек заражено коронавирусом именно на предприятии, где произошла вспышка. 

Как уже говорилось, руководство завода этой информации не разглашает. Разные цифры звучат и из официальных источников.

Сначала городские власти озвучили, что на предприятии инфицированы 6 человек. Через день на брифинге председатель ДонОГА Павел Кириленко рассказал, что из 19 новых случаев COVID в Славянске, подтвержденных 4 июня, 18 приходятся на работников предприятия. Еще один — у члена семьи сотрудника фирмы.

При этом в протоколе заседания комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций от 5 июня речь идет всего о трех сотрудниках. В тот же день мэр города на брифинге назвал цифру 19

Правда, если ситуация с тестированием и правда столь тяжелая, то неудивительно, что точной статистики дать никто пока не может.

Тем временем, в городе и в целом в области ходят слухи, что из-за вспышки эпидемии коронавируса могут перенести намеченное на 10 июня открытие пропускных пунктов на линии разграничения.

Однако пока никаких официальных сообщений на этот счет не было. В пятницу штаб ООС подтвердил, что готовится к открытию КПВВ с 10 июня. То есть — с завтрашнего дня. И сегодня штаб это еще раз подтвердил, уточнив, что пока открывается всего два пункта пропуска.