Вчера в информационное пространство Украины вновь ворвался министр внутренних дел Арсен Аваков с его планом поступательного освобождения Донбасса. Совместно с политическим обозревателем Дмитрием Воронковым мы попытались разобраться в жизнеспособности данного плана от главы силового ведомства и кто стоит за попытками силового решения проблемы на Юго-Востоке.
— Дмитрий, с чем связана такая активность Арсена Авакова, и почему для нее он выбрал именно предложения по освобождению Донбасса?
— Активность Авакова, на мой взгляд, обусловлена приближающимися выборами и, в связи с этим, я бы рассматривал подобную инициативу по освобождению Донбасса не более чем политическое заявление. Это имиджевый ход, суть которого — продемонстрировать способность Авакова находить альтернативные пути решения проблем. Т. е. по сути, цель выделиться как-то среди остального политикума неординарной точкой зрения. А тема Донбасса выбрана, по моему мнению, в силу двух причин. Первая — Аваков возглавляет силовое ведомства, а значит, тема подобных конфликтов имеет хоть и не прямое, но все же, отношение к нему самому. Вторая причина — это данные соцопросов. Согласно всем минувшим опросам именно тема урегулирования военного конфликта на Донбассе в обществе наиболее востребованная и является приоритетной. Соответственно, причина выбора данной темы также заключается в том, чтобы охватить наибольшую аудиторию.
— Можно ли его слова воспринимать всерьез? Могут ли они воплотиться в жизнь?
— Как я уже сказал, я бы воспринимал его заявление не более как часть политической предвыборной стратегии. Сам по себе план, как и минские соглашения, мог бы быть действенным, но опять же, при обоюдном желании сторон конфликта. Однако Россия не пойдет на это, как и сепаратисты. Конфликт намеренно удерживается в замороженной форме со стороны агрессора, что говорит о том, что РФ в действительности не будет рассматривать никакие планы Украины по деоккупации. Хотя на публичном уровне будет делать вид, что заинтересована в поиске «ключа» к миру.
Больше того, откровенно говоря, отчасти этот план реализовывается и так, но силовым путем и без «анонсов». ВСУ сужают неподконтрольную Киеву территорию: когда на сотни метро, а порой и на несколько километров. Но это происходит силовым путем, мирным путем этого сделать бы не удалось. Но есть ключевое «но», этот процесс не особенно заботит агрессора, если он не касается стратегически важных территорий, таких, как например, Горловка, о которой говорил Аваков как о первом объекте деоккупации. Т. е. крупные населенные пункты «под шумок» взять уже не удастся. Так что глобально этот план нежизнеспособен.
— Кто может стоять за высказываниями и действиями Арсена Авакова? Поддерживает его позицию Запад?
— Думаю, что его высказывания — это его личная инициатива. Однако, если говорить, в целом о его политической принадлежности, то я бы все же рассматривал его как лоббиста президентских интересов. Т. е. я полагаю, что пока еще он в одной связке с Порошенко. Что касается Запада, то Запад априори будет поддерживать любые планы и намерения по урегулированию конфликта. Но на уровне политическом, в рамках официальных заявлений и публичных месседжей. Практической поддержки я бы не ожидал. Если бы это желание (практической поддержки) у запада на сегодняшний день было, то тема миротворческой миссии обсуждалась бы куда более активно и запад не предлагал бы такую абсурдную последовательность действий как реализация минских соглашений, которые де-факто мертвы, и лишь потом ввод «голубых касок».
— Не напоминает ли Вам предложенный вариант Авакова с участием миротворцев «хорватский сценарий» по освобождению Сербской Краины от сербов? Почему этот сценарий раньше не использовали на Донбассе, хотя долго о нем говорят?
— Параллель действительно есть, но не стоит забывать, что в Хорватии это была масштабная военная операция и там не было поддержки внешнего врага, я имею ввиду другого государства. Так что в случае с Украиной ситуация несколько иная. Россия может в любой момент вмешаться и наступление ВСУ захлебнется с большим количеством потерь. Думаю в связи с этим о «хорватском сценарии» только говорили, но не пытались реализовать на практике.
— Как Россия может отреагировать на действия украинской стороны на Донбассе, если та захочет воплотить «план Авакова»?
— Не думаю, что в Кремле всерьез воспринимают данную инициативу. Скорее там тоже рассматривают план Авакова через призму внутренней политики Украины. Россия не даст добро на подобный план, как и в вопросе миротворцев. Я имею ввиду, если говорить о мирном плане «пошаговой» деоккупации. РФ заинтересована в том, чтобы удерживать конфликт в замороженном виде как минимум до президентских выборов в Украине с надеждой на победу пророссийского ставленника. А в случае реализации этого плана силовым путем (гипотетически, если это предположить) вероятнее всего агрессор даст жесткий военный ответ. Разумеется под эгидой сепаратисткой самообороны, т. е. официально РФ будет как и раньше отрицать любое свое участие на Донбассе. Кроме того, я думаю, что в таком случае РФ значительно усилит военную помощь оккупированным территориям.
— Можно ли с подобными планами и реализациями их идти на президентские выборы? Есть ли вообще такие амбиции у Авакова?
— Безусловно, любые политические спекуляции на тему такого острого вопроса как урегулирование военного конфликта на Донбассе и восстановления территориального суверенитета страны привлекают внимание общественности, а соответственно и потенциальный электорат. И президентские амбиции у Авакова, безусловно, есть. Однако я не думаю, что сам Аваков даже не оценивает объективно свои шансы. О его победе конкретно на предстоящих выборах вряд ли стоит говорить. Поэтому я думаю, что политические амбиции Авакова это долгосрочная перспектива, а на сегодняшний день, даже в случае выдвижения своей кандидатуры, Аваков будет закулисно играть на пользу электорального поля кого-либо из политических фаворитов. Пока не совсем ясно, будет ли он поддерживать действующего президента или перейдет на сторону лидера гонки Юлии Тимошенко. Но думаю, что Аваков будет делать ставку на того у кого есть реальные шансы на победу и ему он и окажет политическую поддержку со своей стороны.
— Насколько сейчас популярна идея силового освобождения Донбасса у населения Украины?
— Идея силового освобождения была всегда популярной у украинцев и не менее актуальная сейчас. Но, думаю, что при этом все понимают риск таких действий с учетом внешнего агрессора и потому каких-то радикальных настроений на этот счет в пользу силового метода мы и не слышим. Да и потом, спрос есть, а всеобщей мобилизации население при этом не хочет. Не каждый легко отпустит своего сына или отца на фронт. Я думаю, что если бы в этом сложившемся треугольнике не было России, силовой сценарий уже давно был бы реализован и население Украины полностью бы поддержало этот метод, за исключением какого-то низко процента из ряда переселенцев. На данный момент я думаю, что максимум, на что можно надеяться это на «откусывание» территории километр за километром. Да и только в рамках не особо крупных населенных пунктов.
- Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу. Оперативно о главном
- Жителям Константиновки подсказали, как лучше защитить окна от взрывной волны
- Капитан полиции Елена Василенко из Константиновки — участница областного конкурса "Женщина Донетчины" 2024 года
- Не учитывает интересы восточной Украины: Появилась петиция о возвращении на летнее время