Будни КПВВ «Марьинка»: «Не нравится – не ездите!»

Из-за возобновившхся обстрелов в зоне АТО периодически оказываются временно закрытыми то один, то другой КПВВ (контрольный пункт въезда-выезда). Соответственно меняется и логистика для граждан, которым необходимо попасть в Донецк. Ранее мы описывали условия, созданные на КПВВ «Зайцево», а также рассказывали о логистическом центре. В этот раз журналист отправился на КПВВ «Марьинка».

География

КПВВ (контрольный пункт въезда – выезда) «Марьинка» встретил меня ветром, очередью из 300 автомобилей и усталостью от утомительной дороги из Константиновки. Теперь я понимаю, сколько трудностей и долгих часов ожидания приходится испытывать людям во время закрытия КПВВ «Зайцево». Чтобы добраться до блокпоста «Марьинка», необходима пересадка минимум на 3 автобусах, и наличие в кармане не менее 200 грн. в один конец. Но это уже в прошлом.
КПВВ «Марьинка» расположен в 18 км от Курахово. Стоит, можно сказать, на 7-ми ветрах: с обеих сторон – поля. Поэтому в непогоду не позавидуешь людям, пересекающим линию разграничения, и пограничникам, несущим службу.

Условия

Пропускной пункт «Марьинка» перешел на летний режим работы с 7:00 до 18:30, поэтому шансы пройти контроль у людей стало больше. 5 заездных «карманов» для прохождения контроля автомобилей, пункт паспортного контроля для пешеходов. Это, кстати, основная проблема для очереди из, например, 300 людей, которые проходят сплошной (не путать с выборочным) досмотр всех личных вещей через одного сотрудника, а потом паспортно-пропускной контроль. 2 координационных вагончика, вагончик старшего смены и шлагбаумы – вот, собственно, вся архитектура. Пустовато и неуютно, но это не зона отдыха, а контрольно пропускной пункт, здесь уж не до излишеств. Однако, как отмечают и сами пограничники, и гражданские лица, не мешало бы подумать хотя бы о минимальном комфорте. Ведь авторитет, репутация и поддержка армии, властей начинается с отношения к этой армии со стороны людей. А какое отношение может возникнуть у людей в таких условиях? 



«Удобства» расположились на подъездах к пункту. Это железные кабинки с наклейкой международной организации unicef. Для пересекающих линию разграничения есть хотя бы это. Спасибо детскому фонду. Почему-то у областных властей такие «мелочи» обеспокоенности не вызвали.

Старший на КПВВ «Марьинка» Виктор ответил на все мои вопросы и провел ознакомительную экскурсию, не скрывал недостатков и высказывал вместе с сослуживцами пожелания. 



На самом КПВВ и в пределах досягаемости нет ни резервуара с питьевой водой, ни палатки оказания медицинской помощи, ни пункта обогрева с чаем (пункт обогрева МЧС расположен на расстоянии 3 км от поста, но об этом позже), о волонтерах, раздающих чай и бульон, здесь вообще не слышали. 


Спрятаться от дождя, снега или солнца пешеходам негде – отсутствуют элементарные навесы. Пограничники сами недоумевают, почему не обустроить прилегающую территорию Марьинки как в Зайцево. 


Там организация «Врачи без границ» обустроила КПВВ, и медпункт работает, волонтеры согревают чаем, да и пункт обогрева расположен вблизи КПВВ. Здесь же, такое ощущение, никому из власть имущих нет дела до своих граждан. Возможно, председателю Областной военно-гражданской администрации Павлу Жебривскому следовало бы лично попробовать простоять в подобной очереди, чтобы ощутить, какое, порой унижение вынуждены испытывать его земляки.


Пропускная способность

О работе текущей смены пограничников (на момент визита журналиста) можно сказать: оперативно, профессионально и корректно. Я сделаю акцент – этой смены. Человеческий фактор остается ведущим во всех сферах деятельности – даже при погранконтроле. 


В пятницу количество пересекающих линию разграничения всегда больше, чем в другие рабочие дни. На момент нашей поездки на КПВВ «Марьинка» в очереди стояло около 300 автомобилей и 200 пешеходов. Водители неохотно идут на контакт, но не скрывают время ожидания: 2-3 часа здесь – норма. Со стороны я вижу, что одновременно в «карманах» находится от 5 до 8 автомобилей. Это хорошая пропускная способность. В осмотре машин участвуют представители фискальной службы. Старший смены с позывным «Еж» рассказывает, что в день выявляют 3-10 нарушений со стороны пересекающих линию разграничения. В основном, это превышение допустимой стоимости перевозимых продуктов. На пункте составляют акт, приглашают сводную мобильную группу и передают ей нарушителя. А там уже, как решит суд: либо конфисковать, либо вернуть. На наш взгляд, не хватает крупных информационных щитов, расположенных еще по пути к КПВВ, где были бы четко написаны правила: что можно провозить, в каком объеме и т.д. То же относится и к регламенту проверки автомобилей.

Пешеходы

Труднее всех на КПВВ «Марьинка» пешеходам. Во-первых, надо доехать до самого пункта, из Курахова можно добраться автобусом за 60 грн. или такси – тут цены договорные. Затем, выстояв очередь, пройти контроль и сесть в другой автобус за 10 грн., который довезет до «нулевого» поста через 700 метров. Эта схема работает и в обратном направлении. Очереди большие, стоять приходится на открытом пространстве и в жару, и в холод. Погреться негде, хотя пункт обогрева с горячим чаем и возможностью отдохнуть существует. Но расположен он от КПВВ «Марьинка» на расстоянии 3 км – пока дойдешь, пора уже и обратно. Дежурные сотрудники МЧС объяснили, что такая удаленность соблюдена в целях безопасности. Тут же возникает вопрос: а если эта опасность возникнет, что делать людям, стоящим на пропускном пункте?

Иногда в пункте обогрева ночуют водители, занявшие очередь ночью или приходят погреться под утро.

На обочине за 1 км от КПВВ расположилась точка продажи кофе. Не знаю, кто давал разрешение на торговлю, но услуга пользуется спросом. В долгие часы ожидания стаканчик растворимого кофе греет душу. Собственно, на этом «сервис» заканчивается.

Уезжая, я поинтересовалась у собеседников, как часто на КПВВ «Марьинка» наведываются местные власти, чтобы узнать, чем помочь, что исправить. Пограничники ответили, что единственный, кто регулярно наведывается – это комендант оперативно боевой пограничной комендатуры «Кураховка». Он тут бывает ежедневно. А вот областная администрация как-то не интересуется, в каких условиях оказываются люди, вынужденные пересекать КПВВ «Марьинка».

Через несколько дней посленашей поездки один переселенец рассказал, что ему ответил военный на его претензии к организации работы КПВВ: «Не нравится – не ездите!» Да только в том-то и беда, что приходится людям ездить. А на данном этапе, к сожалению, условия на пункте пропуска просто не человеческие. Многие проблемы требуют более детального изучения. Так что, скорее всего, это был не последний наш визит на КПВВ «Марьинка».

КПВВ МОГУТ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ И БЫСТРЕЕ

Наблюдатели общественной организации «Фундация.101» с сентября 2015 по февраль 2016 наблюдали за работой двух КПВВ «Зайцево» и «Новотроицкое», находясь на контрольных пунктах пропуска в течение целого рабочего дня. Мониторинг проходил в рамках проекта «прифронтовая инспекция» при содействии Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и Донецкой областной военно-гражданской администрации, при финансовой поддержке People's Project и USAID. По итогам мониторинга эксперты ОО «Фундация.101» выявили ряд проблем, требующих немедленного решения.

Минирование обочин

Наблюдатели зафиксировали предупредительные таблички размером близким к формату А 4, на участке дороги от КПВВ «Новотроицкое» к блокпосту первого рубежа. По мнению ОО «Фундация.101», размер предупредительных табличек недостаточен для привлечения должного внимания граждан. Поэтому периодически гибнут люди, которые подрываются, сходя на обочину дороги. Так, 2 ноября 2015 на растяжке вблизи села Березово подорвалась жительница Луганской области 1953 года рождения. Всего, по информации Национальной полиции Украины, непосредственно у поселка Березово на растяжках подорвалось 12 человек. Подрывы на минах и растяжках также фиксируются вблизи других КПВВ.
По мнению ОО «Фундация.101», необходимо установить таблички большего размера и проволоку или провести полное разминирование указанной территории.

Скопление людей на «нулевом» блокпосту

Наблюдатели регулярно фиксировали жалобы от граждан на проблему скопления людей у блокпоста первого рубежа. Это происходит из-за непродуманной организации маршрутов перевозок. Как следствие, люди ожидают на линии соприкосновения в непригодных для этого условиях, постоянно находясь под угрозой обстрелов.

Более оптимально: организовать перевозки таким образом, чтобы прохождение гражданами контроля не влияло на движение автобусов. В частности, разделить маршрут на два отдельных маршрута – например, от Бахмута до КПВВ и от КПВВ к блокпосту первого рубежа.

Пустые логистические центры

Регулярно фиксировались факты того, что граждане, которые намерены попасть в логистический центр, при пересечении блокпоста первого рубежа, направляются в общую очередь граждан, следующих в сторону контрольного пункта въезда-выезда с целью попасть на контролируемую территорию. Таким образом, теряется смысл пользования логистическими центрами, поскольку более выгодным для граждан является пересечение КПВВ и закупка всего необходимого на подконтрольной Украине территории. В итоге выходит, что и логистические центры не выполняют своей функции, и нагрузка на контрольные пункты увеличивается.
По мнению ОО «Фундация.101», необходимо организовать систему пропуска людей через блокпост первого рубежа таким образом, чтобы граждане, которые намерены попасть в логистический центр, могли проехать туда, не дожидаясь в общей очереди.
Еще одной проблемой наблюдатели ОО «Фундация.101» назвали факты сопротивления им со стороны проверяющих органов в осуществлении проекта. Такие действия проверяющих ОО «Фундация.101» напрямую связывает со своей деятельностью и регулярными жалобами в соответствующие органы.

НА ЗАМЕТКУ

Общие рекомендации для пересекающих КПВВ

• Как правило, в выходные дни очередь меньше.
• В рабочие дни при автобусном перемещении на выезд из неподконтрольной территории очередь меньше после обеда, а на въезд очередь меньше утром.
• Одевайтесь тепло, в несколько слоев.
• Обувайтесь тепло, лучше надеть несколько носков. Берите запасные носки и бахилы (на случай если промочите ноги, надеваете сухие носки, потом бахилы, потом обувь).
• Дождевик гораздо лучше, чем зонтик (он легче, защищает от ветра и брызг проезжающих машин, им можно прикрыть сумки, на него можно выложить вещи во время досмотра).
• На блокпостах нет ни малейшей возможности что-то купить: берите с собой воду, продукты и лекарства, если у вас есть в них необходимость.
• Если вы решили подсесть к кому-то в машину – старайтесь сесть именно в проезжающие автомобили (обычно берут от 30 до 50 грн., если повезет, можно договориться бесплатно). Таксисты берут от 150 грн. – это в разы дороже.
• Возьмите багаж (сумка, чемодан) на колесах – на всех КПВВ вам придется идти некоторое расстояние пешком.
• Берите спички, нож, фонарик – много места они не займут, а пригодиться могут всегда.

Надеемся, что эти нехитрые советы хоть немного облегчат пересечение линии соприкосновения.

МНЕНИЯ

О ПЕРЕСЕЧЕНИИ КПВВ

Елена (семья с ребенком-инвалидом):
– Любой блокпост это нервы, и «Марьинка» в том числе. Стоим уже пару часов, мальчику 10 лет, поэтому в льготники не претендуем. Условий нет никаких, хотя элементарные условия нужны на блокпосту! В такой туалет, как здесь, нам с ребенком не сходить, воду возим с собой, греться мы никуда не ходим. А смысл? Пока сходим, очередь пропустим.

Наталия (в положении):
– Мы никуда не едем, а хотим отправить маму. Хорошо, что у нас есть свой автотранспорт, поэтому подъехали к пункту, признаюсь, что пришлось воспользоваться своим положением. Мама после операции, из Курахово доехать в автобусе она бы не смогла: толкотня, тряска. Вряд ли у нее получилось пересечь линию разграничения самостоятельно, здоровье очень слабое, а здесь даже медпункта не вижу.

КОММЕНТАРИЙ

А ЧТО ЖЕ ВЛАСТЬ?

Отвечает районная администрация Марьинки

За комментарием по поводу благоустройства КПВВ «Марьинка» мы обратились в областную администрацию. Пресс-служба губернатора Павла Жебривского сообщила, что, к сожалению, сейчас у руководителя области дефицит времени и порекомендовали поговорить с и. о. председателя Марьинской райгосадминистрации Татьяной Збицкой. Ниже приводим ее ответы:

– На контрольно-пропускном пункте лично я бываю довольно часто, в целом условия нормальные. По поводу удаленности пункта обогрева (3 км от самого пункта) могу сказать, что такую рекомендацию дали военные в связи с заминированной прилегающей территорией. В ближайшее время установим резервуар с питьевой водой, мы уже написали письмо в ЮНИСЕФ, они обещали помочь. Ранее осуществлялся подвоз воды на пост. Медпомощь оказывает медперсонал нашей поликлиники, они работают круглосуточно и за пять минут могут приехать на пост по вызову. Согласна, что в непогоду людям спрятаться негде, но сделаем какое-то укрытие, козырек. Будем искать тех, кто согласится помочь в этом вопросе.

На данный момент все построено методом, так называемой, народной стройки. Помогали предприниматели, фермеры, другие местные жители. У нас бюджет не предусматривал таких расходов, из других источников денег не поступало.

Павел Жебривский посещает КПВВ, когда едет в Мариуполь. Вот недавно, в субботу, 12 марта, приезжал в район и тоже побывал на посту.
Подытожим. Татьяна Николаевна пообещала, что будет установлен резервуар с водой, что сделают укрытие от непогоды, будут привлекать спонсоров для благоустройства территории контрольно-пропускного пункта. Надеемся слова не разойдутся с делом. Через некоторое время мы вернемся к этой теме.

Отвечает областная администрация

Уже после публикации материала в газете на одном из официальных мероприятий нам удалось поговорить с головой Военно-гражданской администрации Донецкой области Павлом Жебривским о ситуации на КПВВ «Марьинка». Ниже приводим его слова:

– На самом деле ключевая проблема – это нулевой километр. Туда сегодня пройти военно-гражданской администрации не реально.
Первой задачей для себя видим – договориться с Красным Крестом, чтобы под их эгидой мы могли установить туалеты на нулевом блокпосту. Сейчас мой заместитель Ремский Виктор Васильевич занимается контактом с Красным Крестом.

Относительно других вещей. Логистического центра там делать не планируем – смысла не имеет. Если брать за образец КПВВ «Зайцево» – это был первый КПВВ, в который вложились достаточно, в «Новотроицком» тоже неплохой пункт. Но это все большие пункты. Что касается Марьинки, там очень узкая дорога, и самое страшное в этой части – это минировании обочин.

В том числе, знаем о выводах организации «Фундация.101», планируем большие предупредительные щиты установить. На днях Ремский едет в Марьинку, будет там и руководитель сектора из штаба АТО, в том числе будут и эти вопросы решать: от нулевого километра и до Зеленого Гая под Марьинкой.

Что касается навесов, подвоза воды и так далее. Проблема не в том, что не хотим. Проблема в том, что не можем. Во-первых, там узкая дорога, и военные не допускают из-за опасности. Для решения этой загвоздки с ними и встречаемся. Поскольку, согласно распоряжению руководства антитеррористического центра, за функционирование КПВВ отвечают пограничники. Моя задача – это обслуживание территории. Но финансирования для этого, как не было, так и нет. Фактически мы не имеем права выделять бюджетные средства на все эти вещи.

На том же «Зайцево» использовали внебюджетные, спонсорские средства (для «Марьинки» пока таких не нашли). До сих пор ни копейки из бюджетных денег на КПВВ не затрачено. Это делать запрещает бюджетный кодекс. Сейчас на уровне Минрегионстроя согласовываются эти вещи, и должно быть прямое финансирование: мы передадим содержание всех КПВВ коммунальным предприятиям соответствующих районов. И будет прямое государственное финансирование на эти коммунальные предприятия, и тогда они смогут этим заниматься.

Сколько это может занять времени? Нужно спросить у Арсения Петровича (Яценюка, Премьер-министра Украины – прим. ред.).