- Год дался всем нелегко, а если говорить исключительно о хоккее, то благодаря титаническим усилиям четырех клубов национальный чемпионат все-таки был сыгран. Теперь Украина не имеет даже формальной зацепки, чтобы не участвовать в чемпионатах мира.
Что касается детских команд – мы разделили детскую программу на две части. Собственно говоря, на тех деток, которых мы берем в возрасте пяти лет, из которых вырастают профессиональные хоккеисты. И чем лучше поставлен учебно-тренировочный процесс, тем больше таких хоккеистов будет. А еще есть детки из городов Донецкой области, которые испытали шок после всех действий, которые на сегодня, к сожалению, не закончены. У нас в прошлом спортивном сезоне занималось 950 детей, и все это на одном льду.
Что касается такого вида спорта как фигурное катание, то на севере Донецкой области его вообще никогда не было. Поэтому, я думаю, что нашим воспитанникам будет интересно.
По взрослой команде – мы считаем, что неучастие в двух последних чемпионатах Украины – это стратегическая ошибка менеджмента клуба. Но у нас были объективные причины не участвовать.
В 2013 году мы хотели заявить «Молодую Гвардию» в чемпионат Украины, но здесь есть несколько нюансов. И это мнение тренерской группы, которая считает, что МХЛ – Молодежная хоккейная лига – имеет большое преимущество: игра на высокой скорости с лучшими представителями, по сути, восточной Европы и также Австрии. И все это наилучшим образом подходит вот этой возрастной категории: 18 – 21 год. Так что игра такой командой в чемпионате Украины не решает никаких проблем клуба: ни для самого украинского чемпионата, ни для воспитания молодых хоккеистов с перспективой перехода в более высокую лигу. Но все равно нам нужно было подготавливать команду для чемпионата Украины, может быть, немножко старшего возраста: 21 – 25 лет, ведь кто-то может к 21-му году еще не раскрыться. Так что допущенные ошибки нужно исправлять, и мы приняли решение участвовать в будущем чемпионате Украины. После сборов у нас будет 25 – 27 хоккеистов, из них не менее 22-х украинцев.
- Сейчас мы видим в составе тех игроков, которые практически все прошли через систему клуба. Получается, что за всеми следили?
- Я благодарен всем ребятам. Настоящим нашим опытным бойцам, и тут речь идет, прежде всего, о Сергее Варламове и Денисе Кочеткове, за то, что они откликнулись на наше приглашение. Благодарен и Виктору Захарову. Он – очень молодой хоккеист, но в то же время он уже поиграл в КХЛ. И он тоже сразу откликнулся, хотя имел совершенно другие предложения.
Мы за всеми следим. Но то, что практически все наши хоккеисты после трагических событий для нашей страны в 2014 году моментально нашли себе работу – от первого звена до четвертого – говорит о том, что менеджмент клуба и тренерская группа сделали все правильно.
- У нас выросли и настоящие звезды. Тренерская карьера Андрея Назарова стремительно пошла вверх, Евгений Дадонов заиграл очень здорово…
- Я бы так не сказал. Вы знаете, мы приглашали Назарова под самые высокие цели. Понятно, что самой высокой целью является Кубок Гагарина, но, исходя из объективной реальности, мы практически на 70% выполнили поставленные задачи.
Мы дошли до полуфинала конференции, и пражский «Лев», безусловно, по спортивному принципу выиграл у нас, но все-таки, знаете, осадок остался. Два домашних матча, что сверхважно в плей-офф, мы были вынуждены сыграть на арене в Братиславе. Нас очень тепло принимали, но дома, как говорится, и стены помогают, и этого принципа никто не отменял.
Так что Назаров и до нашего клуба прошел серьезную школу и то, что его сейчас назначили главным тренером санкт-петербургского СКА – обладателя Кубка Гагарина – говорит о том, что мы в свое время сделали абсолютно правильный выбор.
Что касается Жени Дадонова, он очень талантливый хоккеист. Он до нас уже был в «Тракторе», а у нас получил максимум игровой практики. Мы особенно рады за Дадонова, потому что в плей-офф Кубка Гагарина в финале, по сути дела, он решил все. Интересно, что когда уже стало ясно, что «Донбасс» не будет участвовать в чемпионате КХЛ, борьба за Женю на трансферном рынке шла между питерским СКА и казанским «Ак Барсом», которые потом встретились в финале. Как говорил легендарный тренер Мирча Луческу после матча «Шахтера» с «Барселоной»: «Если бы Месси играл за нас, мы бы победили». Вот так один игрок Женя Дадонов и решил судьбу финала Кубка Гагарина. Если бы Дадонов играл за Казань, значит, выиграла бы Казань.
Я хотел бы подчеркнуть что уже тогда, когда шли боевые действия, все ребята подтвердили свои контракты на сезон 2014/2015. Так что никто от нас не ушел. А когда уже было ясно, что в стране, мягко говоря, не до хоккея, только после этого было принято решение, и все разошлись.
- Когда команда «Донбасса», выступавшего в КХЛ, разошлась, все игроки в своих интервью говорили о прекрасной атмосфере в клубе. Сейчас об этом же говорят ребята, которые прошли сборы в Святогорске и уже готовятся к сезону на льду в Дружковке. Кто отвечает за такую хорошую рабочую атмосферу в клубе? Тренер-то новый.
- Вы знаете, за настрой отвечают все! Прежде всего – хоккеисты. А задача клуба – организационно-технически решить все бытовые проблемы и все остальное. Все понимают ситуацию, все понимают, что нужны большая самоотдача и взаимная поддержка. Эти качества и обязаны обеспечить успех нашему клубу. Как внутри страны, так и в более серьезных соревнованиях.
- Команда провела сбор в Святогорске, сейчас занимается в Дружковке. Только ли наличие инфраструктуры подтолкнуло вас к тому, чтобы «Донбасс» играл там или есть какие-то другие мотивирующие факторы?
- Если у нас есть возможность играть в Донецкой области, то мы будем играть в Донецкой области. Мы играем для своих болельщиков. Во многих видах спорта такой возможности сейчас нет. Особенно международные соревнования в Донецкой области никто проводить не разрешит. Можно сказать, что нам в чем-то повезло, что такая инфраструктура есть.
- В «Донбассе» всегда получались удачные тренерские назначения. Сейчас главным тренером команды стал известнейший в прошлом игрок Анатолий Степанищев, Вы лично занимаетесь тренерскими назначениями?
- Варианты кандидатур главного тренера подготавливает генеральный директор клуба. Я очень надеюсь, что мы не ошиблись. Нет никаких сомнений, что клуб создаст условия, чтобы выиграть чемпионат. Все остальное – за Анатолием Степанищевым.
- Задача стоит одна – выиграть чемпионат?
- Только так, безусловно.
- Наблюдая за тем, как готовятся другие команды, можете ли Вы сказать, что чемпионат получится интересным?
- Мы ставим задачи, но это же не значит, что мы уверены в победе. К сожалению, сейчас нет хороших новостей об АТЭК – действующем чемпионе. Очень было бы интересно с ними сыграть. Но мы видим «Кременчуг», а это участник Континентального кубка, очень сильная команда. Конечно, «Кременчугу» нужно пожелать удачи на евроарене. Очень тяжелая группа.
«Шахтер» белорусский, а белорусский хоккей на ходу. Ну и «Руан» мы хорошо знаем ведь, по сути, во всех финалах Континентального кубка мы с ними играли. Мы их победили, когда выиграли кубок и два кубка мы проиграли из-за «Руана». Один непосредственно «Руану», а второй – просто потому что недооценили соперника. Поэтому я в «Кременчуг» верю, ведь это скоротечный турнир, а не Лига чемпионов. Там решает командный дух.
«Донбасс» на последний свой финал прилетел, находясь на четвертом месте в конференции КХЛ, а когда начинаешь понимать, что расслабился и первый матч упустил в основное время… А «Руан» в последней игре собрался в домашних стенах, ему уже ничего не надо, но он обыграл всех звезд наших. Кстати, «Донбасс» после этого стал намного собранней.
- После того, как «Кременчуг» проиграл финал в прошлом сезоне, наверное, и они стали более сконцентрированы.
- Да, все-таки опыт и мастерство взяли верх над молодостью. Я не могу сказать, что в «Кременчуге» не мастеровитые хоккеисты, просто молодые. Не хватило опыта немножко.
Я думаю, что борьба в новом чемпионате будет нешуточная. Есть «Генералы», пускай это клуб новый, без истории особой, но по качеству хоккеистов видно, что за финал будет битва очень серьезная.
«Белый Барс» – молодая команда. Это уже не фарм-клуб «Донбасса», фарм-клубом он был, когда мы играли в КХЛ. Раньше у нас была возможность помочь и «Белому Барсу» улучшить свою турнирную ситуацию, и самим ребятам дать улучшить свою форму такими тренировками через матчи. Сейчас это самостоятельный клуб, конечно же, в первом сезоне будет тяжело «Белому Барсу», много молодых хоккеистов.
Писали, что такие условия по молодым ставил «Донбасс», а «Донбасс» не ставил никаких условий, мы предложили, что у нас должны быть хоккеисты, скажем, до 23-х лет и пять игроков любого возраста. Можно и десять любого возраста. Ведь все говорят, что нужно учесть интересы ветеранов. А вы можете сейчас, если будет 8 команд, назвать 40 ветеранов хорошего уровня? Их нет. И в этом самая большая проблема.
- То есть, сейчас чемпионат Украины нужно рассматривать как турнир на перспективу? Мы должны вырастить игроков?
- Ну не только о турнире нужно говорить. Турнир – это вершина. Дети, играя и тренируясь в детской команде, понимают, что есть перспектива попасть во взрослую команду или в юношескую. Это обязательный этап становления любого хоккеиста. Поэтому чемпионат должен быть обязательно. И не важно, сколько команд играют в других лигах, более высокого уровня. Чемпионат Украины должен быть. Почему мы предлагали сделать его более молодежным? Чтобы был хоккей украинский, нужно хотя бы 50 школ. Если в выпуске 25 – 30 человек, пускай даже 30, то 50 школ дадут вам полторы тысячи хоккеистов. Как показывает практика, из них до 15 человек, то есть 1%, могут стать профессиональными хоккеистами. Но если из каждого выпуска у нас появится по 5 хоккеистов, то уже можно будет сказать, что Украина серьезно представлена в этом виде спорта и в элитном дивизионе чемпионата мира, и на Олимпийских играх.
- «Донбасс-98» уже дал юниорской и молодежной сборным Украины хороших игроков. В частности, Игорь Мережко, наш защитник, уехал в Канаду. Вы довольны той работой, которую проделала команда «Донбасс-98»?
- Я доволен. Но совсем юным хоккеистам попадать в североамериканский хоккей – это очень плохо. И для сборной плохо, и для клубного хоккея. И естественно, если бы не война на востоке, его бы никто не отпустил, по крайней мере, до более осознанного возраста.
Мы подписали в прошлом году Павла Падакина, молодого, талантливого. Не сложилось – у нас не сложилось. Он подписал контракт, спасибо ему огромное. Вот Павлу 21 год. Если жестко подходить, то топ-уровня игрок в 21 год уже должен пробовать себя в НХЛ. Иначе все эти лиги, понимаете, они украинскому хоккею ничего не приносят. Потому что за сборную оттуда практически никто не приезжает. Для того, чтобы приезжали, сборная должна играть только в элите. А чтобы играть в элите, нужно, чтобы все игроки приезжали… Получается замкнутый круг. Все напали после чемпионата мира на Александра Годынюка, но ему оставалось только самому на лед выйти. И взять еще, условно говоря, уж совсем заслуженных хоккеистов. Без игроков сборной не будет никогда. Украинский хоккей может быть тогда, когда есть, или правильней сказать, хотелось бы, чтобы было не менее десяти клубов. Тогда они смогут организовать лигу по принципам НХЛ. Через два года мировое хоккейное сообщество будет отмечать столетие НХЛ, а ведь основали эту лигу всего 6 клубов. А сейчас это самый лучший клубный турнир в мире.
- О количестве игроков мы поговорили, а что скажете о возможном количестве матчей? В чемпионате Украины хоккеисты проведут достаточно игр?
- Если будет 8 команд – это по 42 матча для каждого участника в регулярном чемпионате. А если будет 6 команд, то сыграют по 40 поединков. То есть, разница небольшая. Но чем больше команд, тем интересней турнир.
- То есть, играть нужно как можно больше?
- Если в чемпионате нет 35 – 40 игр, то это уже не чемпионат. Учитывая интересы болельщиков и телевидения, играть нужно в выходные дни. У нас в области в пятницу играть не получится, а в Киеве можно в пятницу вечером проводить матчи. После трудовой недели пойти на хоккей – одно удовольствие. Так что, если взять такой цикл, то с сентября по март у вас будет все расписано.
- Вопрос, который интересует всех болельщиков – смогут ли те, кто не попадет на арены, видеть хоккей?
- Мы ведем переговоры. Президент хоккейной Экстралиги Денис Лобановский сделал по сути промоутерское агентство по продвижению хоккея, и надо дать ему шанс осуществить эту идею. Я думаю, что зрители хоккей увидят и с высокой долей вероятности не только в интернет-трансляциях, но и на телевидении. По крайней мере, мы будем делать все, чтобы самые интересные матчи болельщики увидели.
Тем более, если «Генералы» хотят играть в киевском «Дворце спорта», то прийти на матч, где с одной стороны будет играть Касянчук, а с другой Варламов и Кочетков, тот же Захаров, я думаю, что это будет интересно. За счет этого молодежь больше потянется к хоккею. Хоккей – сложный вид спорта, инфраструктурно сложный. И лед – это очень серь- езная составляющая, и уровень жизни. Всегда московские журналисты спрашивали, когда КХЛ станет НХЛ? Ну вот, когда зарплата у украинцев, россиян, белорусов и прибалтов будет такая, как в США и Канаде – сразу станет, даже быстрее, наверное.
В хоккее очень важны такие составляющие, как стадионы, телевидение. НХЛ, в свое время, 13 лет платила телевизионщикам, чтобы ее показывали, а сейчас лига имеет многомиллиардные доходы от телевидения.
Прежде чем что-то получить, нужно сделать большие вложения.
Поэтому я считаю, что самое главное для украинского хоккея – это выжить на данном этапе, ну и от количества школ многое зависит. У нас великолепная харьковская школа, еще союзного уровня с представительством в Высшей лиге чемпионата СССР. Киевская – это даже не подлежит обсуждению, в Киеве несколько школ высокого уровня. А взрослой команды нет. Есть «Генералы», но взрослой команды с историей нет. Это очень плохо.
- А какова судьба «Сокола»?
- Я знаю, что многие болельщики «Сокола» осуждают Сергея Таруту. Но я вам скажу, что Сергей Тарута взял клуб в 2007-м году по просьбе высшего руководства страны, и я могу уверенно сказать, что он потратил не менее 10-15 миллионов долларов на хоккей. Другое дело, что он доверил управление клубом, пускай это звучит грубо, но – проходимцам! И в результате получил негатив. Но он же вкладывал собственные деньги. Вы понимаете, Сергей такой человек – ему звонишь в Донецке 12 – 13 лет назад, он президент «Металлурга», и говоришь: «Серега, идем на футбол», а играют «Металлург» и «Динамо»! А он отвечает: «Обязательно, а во сколько и кто играет?» Так вот это «кто играет» сыграло злую шутку в «Соколе». Я думаю, если болельщики, руководство юношеской команды и Сергей сядут за один стол, и если он лично будет заниматься «Соколом», то это будет великий клуб.
- Когда-то Вы говорили о том, что мечтаете, чтобы в хоккее у нас как можно чаще игрались дерби «Донбасс» – «Сокол».
- Очень мечтаю, очень хотелось бы. Вы понимаете, если взять телетрансляции, то условно говоря, матч «Донбасс» – «Сокол», когда у нас уже вторая команда играла, посмотрели 30 процентов телезрителей. А матч «Донбасс» – «Металлург» (Магнитогорск), где с одной стороны играли Малкин, Гончар, Кулемин, Мозякин и Федотенко с Поникаровским – с другой, посмотрело 7 процентов зрителей. А вообще по уровню хоккея это несопоставимые вещи, хотя интерес больше к домашнему турниру.
Вот Львов – это же вообще родина украинского хоккея. Ведь говорят, что украинский хоккей старше советской школы, конечно, старше. Если брать западную Украину, то хоккей там появился как минимум на 30 лет раньше. Если внимательно посмотреть на историю «Спартака» и ЦСКА, то в 43 – 44 годах до привлечения чехословацких специалистов именно львовские поставили московский хоккей. Об этом не многие знают. Это сейчас ни о чем не говорит, в хоккей надо вкладывать каждый год, но, тем не менее, исторические корни в любом случае глубже в Украине.
Конечно, советская школа – она единая, никто не разделяет. Но в СССР просто не хватило денег на украинский хоккей. Футбол был номер один: «Динамо», «Шахтер», «Днепр», «Черноморец», «Карпаты», «Заря»… Все команды очень приличные. К сожалению, в хоккее, кроме «Сокола» и харьковского «Динамо», таких клубных традиций нет.
А сейчас – не будет массового хоккея украинского, не будет хоккея вообще.
Наша страна имеет историю развития хоккея как вида спорта, имеет обладателей Кубка Стэнли, школы. Мы соучастники многих побед сборной СССР на чемпионатах мира и Олимпийских играх – это общее достижение. И наша сборная до 2007 года была в элите.
Я думаю, у нас еще будут звезды, даже вот в этом ближайшем чемпионате 2015/2016 года – кто-то обязательно выстрелит.
- На Кубке Донбасса у команды ХК «Донбасс» будет задание обязательно победить или это лишь этап подготовки к сезону?
- Ну, конечно, это этап подготовки и никаких задач мы не ставим. Но это будет четвертый кубок, а выиграли мы только один. Даже ВХЛ-овской командой мы приглашали клубы КХЛ. А сейчас это, конечно, репетиция. Приедут команды, с которыми мы никогда раньше не играли. Кубок – это исключительно подготовка. Кроме этого, до старта чемпионата мы хотим сыграть два-три международных матча.