Вы не знали, что жизнь бытовой техники «запрограммирована»? Так читайте, как это делается
Скандал вокруг намеренного замедления работы продуктов Apple, похоже, затихает. Apple публично признала ошибки программного обеспечения и снизила цены на замену аккумуляторов. Казалось, проблема решилась. Но потом пришла очередь «охоты на ведьм» — суды разных стран рассматривают иски владельцев iPhone к Apple, решением которых с большой вероятностью будет взыскание штрафа с компании.
Если коротко, то Apple выпустила новое программное обеспечение, способствующее продлению работы аккумуляторов. Но в то же время, именно оно снижало скорость процессора — и именно это возмутило пользователей. Компания Apple публично признала свою вину: мол, хотели исправить проблему с аккумуляторами. Но не удалось, потому что возникла новая проблема — «вредное» ПО тормозило процессы, о которых клиенты и не догадывались.
В итоге: компания якобы хотела продлить «жизнь» аккумуляторам. Но версия — компания Apple стимулировала, таким образом, покупку следующих, более новых моделей своих гаджетов. Инкриминируемый производителю замысел — простой, как двери: iPhone медленно работает — его владелец думает, что это неизбежно, так как связано с конструкцией и технологическими решениями, поэтому покупает следующую модель с более мощным процессором. Хотя, на самом деле, новый гаджет, по сути, мало чем отличается от предыдущего.
Итак, признав свою «хитрость», Apple создала прецедент — впервые производитель публично заявил, что умышленно ухудшает качество продукта. Но это единственный случай? Риторический вопрос, не так ли?
Хитрости бизнеса: производители знают, когда их изделие станет «глючить»
Разве все мы не замечали, что самые разнообразные приборы и бытовое оборудование адекватно работает почему-то только в пределах гарантийного срока. Когда же заканчивается гарантия, лавинообразно нарастают проблемы. Речь не только о телефонах, но и различной бытовой технике — стиралках, миксерах, комбайнах и т. п, даже об автомобилях. Всюду — одно и то же: когда истекает официальный срок гарантии — сразу перестает работать иногда чуть ли не все. Отсюда и вопрос: не умышленно ли производители конструируют свои изделия так, чтобы они работали лишь отведенное время?
Такая возможность реально существует. Каждый инженер знаком с таким понятием, как теория надежности. Она позволяет рассчитать, сколько времени прибор будет работать безотказно, и через какой период откажут все его функции. А это в свою очередь зависит от расчетного срока службы каждой отдельной детали.
Яркий пример того, что производители знают, когда та или иная деталь выйдет из строя, — автомобильная отрасль. Когда вы покупаете новый автомобиль, то получаете техкнижку. В ней предусмотрены периоды и сроки техосмотров и обслуживаний, которые автомобиль должен периодически проходить. Также прилагается список деталей и рабочих материалов, что их нужно заменять во время техосмотра — масло, фильтры, прокладки... То есть производители высчитывают, сколько та или иная деталь «прослужит» и на основе этого составляют план техосмотров. И то же касается всех остальных деталей, которые не упоминаются в перечне ТО, но без которых авто тоже не поедет.
«Доверяй, но проверяй»: почему доказать вину производителя практически невозможно?
Впрочем, если товар прослужил ровно столько, сколько рассчитывал его производитель — претензий у потребителя быть не может. Зато если производитель намеренно еще дополнительно «испортил» товар (как это произошло в случае с Apple), то компания должна ответить перед клиентами. Но как доказать, что товар был так задуман производителем намеренно?
Данная версия страницы оптимизирована под мобильные устройства и не является полной.
Для просмотра полного содержания статьи перейдите по
ссылке
Максим Гончар
По мнению эксперта в сфере защиты прав потребителей, президента ГО «Споживча довіра» Максима Гончара, доказать, что производитель намеренно портил товар (если речь идет о бытовой технике) — очень трудно. А тем более вернуть потраченные деньги. Например, для этого нужно тщательно проверить деятельность конкретного производителя. И очень часто, если производитель зарубежный — это невозможно.
«Ввиду нюансов украинского законодательства сделать это почти нереально. Во-первых, в Украине действует мораторий на проверки любого бизнеса, не говоря уже об иностранном. Но для любой продукции существует алгоритм: покупатель обращается с жалобой в Госпродпотребслужбу, потом проверку должны согласовать соответствующие министерства, а напоследок — Государственная регуляторная служба. С момента подачи жалобы и до проведения проверки проходит более полугода. Только пройдя эти «семь кругов ада», покупатель может требовать возврата денег за некачественный товар», — рассказывает эксперт.
А в случае с «айфонами» доказать проблемы со скоростью работы гаджета — вообще не представляется возможным. Установить намеренно созданную проблему можно только с помощью специальной экспертизы. Максим Гончар рассказывает, что таких лабораторий в Украине нет, поэтому необходимо обращаться непосредственно в соответствующие зарубежные фирмы. Которые бы подтвердили «злой умысел» тамошних разработчиков. Конечно, это нереально.
Максим Гончар рассказывает, что в гарантийных условиях очень часто и очень мелким текстом бывают прописаны какие-то условия, затягивающие процесс обжалования характеристик товара, или вообще делающие невозможным проведение гарантийного ремонта. Вот iPhone 7, например, пишут, что он водонепроницаемый. А в инструкции он значится всего лишь «брызгозащитным». Значит, в случае попадания воды в телефон его просто откажутся ремонтировать по гарантии. А платный ремонт будет стоить дороже, чем новый телефон.
Все это наталкивает на мысль о том, что современные производители, обеспокоенные постоянным получением прибыли, прибегают ко всем доступным средствам — в том числе и тем, которые позволяют «контролировать» и ограничивать срок потребления их продукта. Будь то физический износ детали или специально запрограммированный «баг» — все годится. Как видим, гигант IT-индустрии — не исключение...
Источник