Принятие Верховной Радой 18 января закона о реинтеграции Донбасса, официально именуемого «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», придало новый поворот в яростные споры о том, кто же именно должен возмещать материальный ущерб, причиненный жителям Донбасса военными действиями.
Странная ситуация
Прежде всего, речь идет о поврежденном жилье. По данным правозащитных организаций, число разрушенных и поврежденных домов и построек в зоне АТО уверенно превысило 17 тыс. Практически для всех людей, которые жили в этих домах, это самая большая из имеющихся у них проблем.
В этом смысле примечательно, что принятый закон ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный в том числе и физическим лицам, возлагает на Россию, которую определяет государством-агрессором. Этим же законом за гражданами Украины сохраняется право на собственность (в т.ч. недвижимость) на неконтролируемых территориях. Из этого логически вытекает, что и за поврежденное и разрушенное жилье в «ДНР» и «ЛНР» ответственность так же возложена на Россию.
До этого момента ответственных за происходящее, с которых можно было бы потребовать и (что куда важнее) получить компенсацию за пострадавшее жилье, фактически не было.
Как известно, в Украине на государственном уровне запрещено финансировать как из государственного, так и из местных бюджетов ремонт и восстановление частного жилья, пострадавшего в ходе АТО (речь идет о частном секторе, при этом восстановление многоквартирных домов финансировать можно). Причем, любые попытки решить эту проблему через правительство или Верховную Раду в течение 3-х с лишним лет с удивительным постоянством заканчивались ничем.
Единственный выход – судиться с Украиной
В результате такой довольно странной ситуации, в стране сложилась практика подавать судебные иски о компенсации за разрушенное или пострадавшее в зоне АТО жилье. Но чтобы такое стало возможным, приходилось изрядно исхитрится. Потому, что в Украине до сих пор нет никакой законодательной базы, позволяющей пострадавшим жителям Донбасса хотя бы претендовать на получение компенсации за утраченное или поврежденное жилье. Хотя, к примеру, потеря или повреждение жилья из-за стихийного бедствия или террористического акта законодательно урегулированы.
Последним и пытались пользоваться пострадавшие. Они подавали иски на основании ст.19 закона «О борьбе с терроризмом», «благо» на Донбассе официально шли вовсе не военные действия, а АТО, т.е. антитеррористическая операция. Однако, когда количество выигранных в первой инстанции подобных исков начало причинять беспокойство государству, оно приняло достаточно эффективные меры для обеспечения невозможности окончательной победы пострадавших людей в подобных делах.
Саму подачу подобных исков был призван притормозить обязательный судебный сбор для истцов в 1% от стоимости иска. Для тех же, кто уже успел выиграть дело в первой инстанции, апелляционная инстанция начала максимально затягивать рассмотрение апелляции на решения районных судов, не вынося вообще никаких решений. Это стало достаточно эффективным «стоп-краном», блокирующим обращения пострадавших в Европейский суд по правам человека, возможные после вынесения решения судом второй инстанции. Зачем?
Причина таких действий вполне очевидна. «Международные правовые стандарты говорят: если критическая военная необходимость требует, чтобы тот или иной военный объект находился в конкретной местности, это должно быть соответствующим образом обосновано, а гражданское население в этой местности должно быть эвакуировано с предоставлением адекватного альтернативного жилья. Если этого нет, такая эвакуация будет приравниваться к принудительному перемещению, что также запрещено международным правом», – пояснила представитель мониторинговой миссии ООН по правам человека Галина Бочева.
«Основные принципы ООН в вопросах внутреннего перемещения устанавливают обязанность предоставления помощи перемещенным лицам вернуть свою собственность, а в случае, если это невозможно, получить компенсацию за ее потерю», – подтвердил ведущий юрист по вопросам жилья, земли и имущества Норвежского совета по делам беженцев Владимир Хорбаладзе.
И действительно, в 20-м докладе ООН по ситуации о правах человека в Украине подчеркивается, что «люди, дома которых были повреждены или разрушены из-за вооруженного конфликта, имеют право на полную и эффективную компенсацию».
Денег нет, платить нечем
Но это декларации. А «прорыв» украинских исков в европейские суды для государства Украина чреват серьезными финансовыми убытками и репутационным ущербом. Но пока апелляционная инстанция в Украине не вынесет хоть какое-то решение по делу, обращаться в международные суды украинцы не имеют права. Отсюда и такая интересная государственная стратегия.
Отсюда и результат. «К сожалению, из всех дел по компенсации за разрушенное жилье, которые есть в Украине, таких дел больше 150, окончательного исполнения по такому решению нет ни по одному из дел. При этом одно из первых дел, в котором женщина из Славянска требует компенсацию за разрушенное жилье, тянется уже третий год», – рассказала месяц назад координатор по вопросам оказания правовой помощи БФ «Право на защиту» Юлия Трало.
«В Украине нет ни одного факта получения компенсации за поврежденное или разрушенное в ходе боевых действий жилье. Все решения, которые были вынесены пользу истцов, были обжалованы государственными органами власти Украины в вышестоящих инстанциях», – согласился с оценкой Владимир Хорбаладзе.
Главная причина такого поведения государства проста – нет денег в госбюджете Украины. Она довольно часто фигурирует как основная причина обжалования положительных решений судов по искам о возмещении ущерба по жилью. И, как видно по результатам, это пока работает. В то же время, владельцы разрушенного или поврежденного жилья на Донбассе оказались в тупике.
Обязательства нужно выполнять
В тоже время, в тупике оказалось и само государство. Дело в том, что согласно ст. 1177 Гражданского кодекса Украины, если государство не может определить или разыскать и привлечь к материальной ответственности виновного в ущербе, тогда оно само должно обеспечить компенсацию этого ущерба. Аналогичный тезис есть и в законе о борьбе с терроризмом, на основании которого пострадавшие и выигрывали иски к государству Украина.
Нетрудно заметить, что главный камень преткновения ситуации в том, что не определен виновный, вместо которого приходится «отдуваться» Украине. Это создает разночтения. «Одни считают, что Украина не выполнила обязательства по защите людей. Каждый житель Донбасса платил налоги и государство в случае любой угрозы имуществу или жизни должно было отреагировать через СБУ, прокуратуру, армию, МВД. Государство эту функцию не выполнило. Поэтому часть общественников считает, что именно государство должно взять на себя ответственность по возмещению ущерба. Другая часть общественников считает, что именно Россия, как инициатор этих всех событий, должна взять на себя ответственность относительно компенсации», – заявил по этому поводу лидер общественного движения «Земляки» Геннадий Борисичев.
По его мнению, сначала Украина должна держать ответ перед своими гражданами, а после возвращения территориальной целостности, обратиться в международные инстанции и к России за компенсацией.
Найти виновного и не платить самим
И вот, Верховная Рада приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», где, по сути, определила виновного в разрушении или повреждении жилья жителей Донбасса в результате боевых действий.
«Люди, которые выехали из оккупированных территорий от войны на контролируемую Украиной территорию – жертвы российской агрессии. Люди, которые остались на оккупированных территориях по тем или иным обстоятельствам, – жертвы российской агрессии. Люди, которые выехали, спасаясь от войны в Россию, – жертвы российской агрессии», – прокомментировал принятый закон замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юрий Гримчак.
Люди, жилье которых пострадало в результате военных действий на Донбассе, – жертвы российской агрессии – легко можно продолжить этот тезис. Тем более, что закон именно так ситуацию и декларирует.
Но как на самом деле меняет ситуацию для украинцев, чье жилье в зоне АТО разрушено или повреждено, принятый закон? Действительно ли после этого можно получить компенсацию от России?
Украинские суды перестанут удовлетворять иски
«Довольно много говорится, что Россия, наконец-то, признана страной-агрессором на законодательном уровне. Но с 2015 года Верховная Рада уже принимала заявления, в которых прямо говорила, что Россия – государство-агрессор и виновна в военных действиях на Донбассе. Квалификацию событиям на Донбассе могут дать только международные инстанции, такие как ООН и Международный суд в Гааге. То, что Украина сказала, что Россия – государство-агрессор, для международного уровня ничего не значит, и что эти территории оккупированы – тоже ничего не значит. Этот факт Украине еще придется доказать в международном суде», – заявила несколько дней назад представитель Украинской Хельсинкской группы по правам человека Алина Павлюк.
Но применительно к пострадавшему на Донбассе жилью, существенно важнее другой вопрос – компенсация. И здесь все стало еще печальнее, чем было.
«С момента принятия этого закона Украина полностью сняла с себя ответственность. Там прямо прописано, что за все разрушения ответственна исключительно Россия. Поэтому механизм по разрушенному имуществу, когда законодательство по борьбе с терроризмом позволяло подавать иски против Украины в национальные суды, больше не будет работать. Сейчас уже не будет разговора о проведении АТО. Суды будут руководствоваться нормами принятого нового закона», -добавила Алина Павлюк.
Таким образом, Украина законодательно закрыла брешь, которую давал закон «О борьбе с терроризмом» украинцам, которые выигрывали иски к Украине о компенсации ущерба в отечественных судах. Более такое невозможно.
Россия также платить не будет
Теперь украинские суды будут принимать иски, рассматривать их через призму принятого закона, признавать виновной во всем Россию и дальше такие иски будут уходить в ЕСПЧ. Ну. Или сразу идти в ЕСПЧ. На первый взгляд, подобное развитие событий можно считать положительной динамикой для владельцев разрушенного или пострадавшего на Донбассе жилья.
В этой связи особо обращает на себя внимание недавнее решение ЕСПЧ по иску жителя Луганска к Украине о нарушении прав его передвижения. «Есть первое судебное решение ЕСПЧ, которое касается заявления одного из жителей Луганска. Этот гражданин обратился с иском только к Украине относительно нарушения его права на свободу передвижения. Европейский суд ему отказал в удовлетворении иска, указав, что на этой территории эффективный контроль и, соответственно, ответственность за нарушения прав человека несет именно Россия. Если бы он обратился с иском к ней, то решение суда было бы другим. Это прецедент», – сообщил пару дней назад министр юстиции Украины Павел Петренко.
Причем, он добавил, что в нынешнем году Украина ожидает от ЕСПЧ первых решений, в которых будут четко указаны нарушения со стороны России, «как страны, которая опекает террористов и которая имеет постоянно действующие военные формирования на территории Донбасса». И в этом принятый Верховной Радой закон сильно поможет.
Но поможет ли это украинцам, чье жилье на Донбассе было повреждено или разрушено в результате военных действий? Ведь Россия в прошлом году изменила свои законодательные нормы и освободила себя от обязанности выполнять решения ЕСПЧ. Так что, за разрушенное и поврежденное жилье, компенсации, скорее всего, не будет вообще…
Михаил Попов, РПД « Донецкие новости»
- По Константиновке ударили дроном: Сводка по области на 24 ноября
- "Женщина Донетчины": Финалисткой конкурса в номинации «Защитница года» стала военнослужащая из Константиновки
- Сводка за сутки: войска РФ 12 раз обстреляли населенные пункты Донбасса
- Враг продвинулся у Большой Новоселки и Торецке — DeepState