Пятьдесят лет назад на главной площади Красноармейска навеки замер танк Т-34. На мраморной доске надпись: «Вечная слава Герою Советского Союза Гвардии полковнику Шибанкову Василию Ивановичу и его боевым товарищам…». В феврале жители теперь уже Покровска чтят память погибших героев-кантемировцев, павших в боях за освобождение города.
Историю создания памятника журналистам ZI рассказал почетный гражданин города, ветеран Великой Отечественной войны и непосредственный участник событий тех лет, Михаил Андреевич Глобенко.
В 1965 году полковник советской армии Михаил Глобенко получил назначение на должность городского военного комиссара в город Красноармейск. Прошел год. Изучив дела, полковник узнал, что при освобождении города от немецко-фашистских захватчиков погибло много танкистов четвертого гвардейского танкового Кантемировского корпуса.
В Красноармейске на тот момент были одиночные могилы времен Великой Отечественной. Во дворах местных жителей, на улицах. И сейчас еще поисковые отряды находят захоронения военных лет в черте города.
«Я подумал, что нужно увековечить память о погибших освободителях Красноармейска, – рассказывает генерал-майор Глобенко, – и обратился к первому секретарю горкома партии Михаилу Закацоле с просьбой написать письмо министру обороны для предоставления танка. Чтобы военная машина стала памятником героям-кантемировцам и командиру бригады Василию Шибанкову».
В горкоме партии полковника Глобенко выслушали и поручили написать письмо. Задачу по составлению обращения к министру обороны СССР военный комиссар выполнил. Письмо отправили и стали ждать.
Вскоре пришел ответ следующего содержания: «Начальнику танкового ремонтного завода №105 города Баку Азейбарджанской ССР. Отгрузить один боевой танк Т-34 городу Красноармейску для установки памятника погибшим танкистам».
С ответным письмом полковник Глобенко снова пришел к Закоцоле: «Михаил Минович, министерство обороны дало добро. Надо посылать гонца за танком!». В военкомате Красноармейска на тот момент несли службу шестнадцать офицеров. Но среди них не было ни одного танкиста.
Выручил отставной майор Иван Мухин. В годы войны Иван Иванович командовал танковым батальоном. «Собрали деньги, я выписал документ по форме 2 для предоставления бесплатной железнодорожной платформы, и Мухин выехал в Баку», – вспоминает Михаил Глобенко.
Через два дня майор Мухин позвонил в Красноармейск и доложил неприятное известие. На заводе отказали в выдаче танка. Шел 1966 год, два года назад началась вьетнамская война. Танковый завод выполнял задание правительства СССР подготовить сто боевых машин для отправки во Вьетнам.
Тогда полковник Глобенко пошел на хитрость. Он позвонил директору завода и сказал, что уже назначена дата открытия памятника и в Красноармейске ждут почетного гостя, земляка, Маршала Советского Союза Кирилла Москаленко. Тактика военкома сработала. Танк дали.
По просьбе Михаила Андреевича под начало майора Мухина командировали трех танкистов, воинов последнего года срочной службы. После доставки танка военком пообещал им демобилизацию. Экипаж погрузил Т-34 на платформу и по железной дороге отправился в пункт назначения. Днем танкисты сидели на платформе, а на ночь укладывались спать в танке. За неделю пути они изрядно загорели.
По прибытии полковник Глобенко выехал встречать танковый экипаж. Воины выглядывали из люков черные, только зубы белели. Танк сошел с платформы и своим ходом отправился к месту последней прописки.
По пути экипажу предстояло переехать мост. Возле завода «Вторчермет» танк остановился. Движение машин перекрыли. «Я допустил оплошность. Не узнал грузоподъемность «горбатого» моста, – рассказывает Глобенко, – экипаж начал переглядываться с опаской».
Чтобы подбодрить солдат полковник Глобенко сел в танк к экипажу и сказал: «Если будем падать, то вместе!». Мост проскочили на третьей передаче. Дальше поехали без приключений, но с эскортом из любопытных: «Бабки крестятся, собаки лают, а ребятня бежит за танком!», – шутит Михаил Андреевич.
У пьедестала экипаж Т-34 уже встречали представители горкома партии. Танк заехал на постамент, воины слили горючее, сняли топливные баки, аккумуляторы, смазали двигатель. Управились за сутки. Как и обещал, после выполнения задания, полковник Глобенко демобилизовал солдат.
В День победы, 9 мая 1966 года, состоялось торжественное открытие памятника Василию Шибанкову и его боевым товарищам. На открытие приезжали жена и сын командира танкового корпуса. Сын Шибанкова бывал в Красноармейске еще много раз. Он, как и отец, стал танкистом. Окончил академию бронетанковых и механизированных войск в Москве.
Сейчас возле памятника проходят городские митинги, посвященные памяти воинам-освободителям Донбасса. В братской могиле захоронено свыше двух с половиной тысяч погибших. Из них около тысячи кантемировцев. Десять дней февраля 1943 города вошли в историю Донетчины под названием «Кантемировский прорыв».
Фото предоставлены Михаилом Глобенко, Покровским историческим музеем и автором статьи
- Константиновка, Краматорск, Покровск и Славянск: Донецкоблгаз возобновил газоснабжение почти к 300 абонентов
- Кому в Константиновке могут временно прекратить выплату пенсий
- Без пострадавших: Сводка по обстрелам Донецкой области на 25 ноября
- Зафиксировано четыре атаки противника в районах Часового Яра и Ступочек: Сводка с фронта