Журналисты ZI собрали мнения экспертов.
Как уже неоднократно писалось, с 30 апреля на территории Донецкой и Луганской областей начала действовать операция Объединенных сил (ООС). Антитеррористическая операция (АТО) завершена.
В чем отличия АТО от ООС
Жителей Донбасса интересует, чем ООС будет отличаться от АТО. Что дает смена аббревиатуры, мы спросили у патентного поверенного Украины, тренера по равноправному партнерству IFES, тренера команд народных депутатов Программы РАДА USAID Юрия Трачука.
– Конфуций писал, что реформы следует начинать с изменения названий на правильные. Без сомнения, мы имеем принципиально другой статус боевых действий на востоке Украины. И это точно не АТО. Это – настоящая война, называть это по-другому просто цинично. Что же изменится: прежде всего, военнослужащие ВСУ имеют реальные полномочия для своей полноценной деятельности в зоне конфликта. Раньше это была обычная операция с антитеррора. Так, СБУ должна была контактировать с нацгвардейцами и полицейскими. Сейчас же мы имеем Генштаб ВСУ и штаб Объединенных сил. Вместе с этим, генералы НАТО советуют в своих консультациях и заявлениях создавать армии, а не штабы. Однако имеющаяся советская система централизации не ориентирована на делегирование полномочий. Действительных, а не рамочных. Надеюсь, новый формат поможет внедрить действенные методы. Одна из главных: создание отдельной армии, которая будет исполнять четкие территориальное задачи, иметь определенную философию к местному населению и конкретные регламенты собственных действий – от рядового до командующего. Не по званиям, а по функциям.
Новые термины и ограничения
Как известно, в зоне проведения операции Объединенных сил появится несколько новых ограничений и терминов. О них подробно рассказал еще один эксперт – волонтер Роман Доник:
– «Район боевых действий» – это так называемая красная зона. «Зона безопасности» – прилегающая территория к району боевых действий. По факту, это территория от второй линии и чуть ли не по границы области. Иными словами, это та же оранжевая и желтая зона, то есть частично зона поражения крупным калибром и безопасная в плане обстрелов. Находиться в безопасной зоне, куда вошли многие крупные города Донецкой области (в частности, северо-восточной части региона), могут все без проверок документов, без досмотров личных вещей, транспорта и грузов. Хотя это не исключается при надобности.
В зоне безопасности могут создаваться «районы ограниченного доступа». В них уже всем местным и особенно иногородним нужно быть готовыми к проверке документов, досмотру вещей, автомобилей, грузов. В районах ограниченного доступа, решением командующего, могут создаваться «районы запрещенного доступа», куда пропускать могут только по пропускам установленного образца по решению командующего Объединенных сил.
Как особый порядок изменит жизнь простых людей?
Эти вопросы журналистка ZI адресовала капитану запаса, блоггеру и волонтеру Александру Суркову:
– Де-факто «новый особый порядок» является на 90% легализацией статус-кво, которое сложилось в районе линии разграничения примерно с лета 2015 года, то есть после «стабилизации фронта». Де-юре положение «Про особый порядок» наделяет армейские подразделения в строго определенных районах теми функциями и полномочиями, которые до этого имели лишь правоохранительные структуры. А именно: досмотры, обыски, задержания, ограничение движения по улицам и доступа в определенные места, применения оружия не только на занимаемых позициях, но и при любой реальной угрозе. Для военных это очень важное изменение, так как 90% этих действий в зоне АТО, согласно старой нормативной базе, формально рассматривались как незаконные. А это привело к большому числу несправедливых уголовных преследований и судебных приговоров.
Что касается вопроса, как изменится жизнь простых жителей Донецкой и Луганской областей, то ответ от Александра такой:
– Все «прифронтовые» населенные пункты управляются военно-гражданскими администрациями. Критические вопросы -–минирование посевных площадей, использование частной недвижимости для армейских целей, обеспечение безопасности граждан во время активизации военных действий, оказание помощи пострадавшим – решаются отчасти в «ручном режиме», отчасти централизованно. С 2014 года ВСУ имеют собственное Управление гражданско-военного сотрудничества, задачей которого является улаживание всех вопросов между гражданскими и военными в зоне конфликта. Что касается ограничений в гражданских правах для живущих там людей – не исключается, что в ряде районов может быть введен комендантский час.
- В Донецкой области объявили обязательную эвакуацию семей с детьми в еще двух громадах
- Часть жителей Константиновки получат повышенные пенсии уже в феврале
- В Украине 29 января заработает субсидия на аренду жилья для ВПЛ: кто может получить
- Украинские товары по карте «Национальный Кэшбэк»: что можно купить в Укрпочте